30 мая 2020 11:36

30 мая 2020 11:36

Транспорт пошел на "обгон"

По расчётам экспертов, среднегодовые инвестиции в железнодорожную отрасль должны вырасти в четыре раза.

Стратегия развития транспорта до 2030 года будет тесно увязана со стратегией страны
Во вторник на выездном заседании президиума Госсовета в Красноярске обсуждали проблемы скоростей. Речь шла и о темпах промышленного роста, которые прямо пропорциональны развёртыванию транспортной инфраструктуры, и о развитии высокоскоростного железнодорожного сообщения, и о транспортных коллапсах на улицах мегаполисов.
Стратегия развития транспорта до 2030 года будет тесно увязана со стратегией страныПо расчётам экспертов, среднегодовые инвестиции в железнодорожную отрасль должны вырасти в четыре раза.
Во вторник на выездном заседании президиума Госсовета в Красноярске обсуждали проблемы скоростей. Речь шла и о темпах промышленного роста, которые прямо пропорциональны развёртыванию транспортной инфраструктуры, и о развитии высокоскоростного железнодорожного сообщения, и о транспортных коллапсах на улицах мегаполисов.


Жители России, и особенно её азиатской части, по всем видам дорог движутся в среднем в два раза медленнее, чем население Старого Света. По словам министра транспорта России Игоря Левитина, более 20 процентов российских автодорог постоянно перегружено. При этом состояние магистралей, и стальных, и автомобильных, как и два века назад, намного хуже, чем в Европе.
За последние 15 лет строительство новых дорожных километров слабо соотносилось с географическими масштабами России и её экономическими запросами. А сформированные преимущественно ещё в СССР транспортные парки работали на износ. Большая часть железнодорожного подвижного состава, воздушных и речных судов давно выработали предельный срок эксплуатации. К примеру, износ основных фондов аэропортной сети приблизился к критической отметке - 80 процентов.
Между тем, именно строительство дорог - главный симптом, по которому ставят диагноз состоянию экономики.

- Чтобы не оказаться в положении догоняющих, надо как можно более точно определить и текущие транспортные потребности, и перспективы, - подчеркнул президент России Владимир Путин, открывая заседание президиума.
Строительство новых железнодорожных линий и автодорог, по мнению президента страны, сегодня тормозится несовершенной системой допуска к работам.
- Перед нашей встречей мне удалось побеседовать со строителями, которые работают на обходной автодороге М-53 "Байкал". Обращаю внимание министра транспорта: то, что вы разбиваете общий объём на отдельные куски, проводите тендеры, это изначально правильно было сделано с целью декоррумпировать эту сферу. Но такой механизм создаёт некоторые сложности при определении стратегий деятельности строительных компаний, которые хотели бы выстраивать свою работу на основе среднесрочных перспектив.

Такие тормозящие факторы будут учтены при разработке обновлённой Стратегии развития транспорта до 2030 года, которую рабочая группа Госсовета под руководством губернатора Красноярского края Александра Хлопонина предложила детально увязать со стратегией развития страны, федеральной схемой территориального планирования и региональными стратегиями.
России необходимо вернуться к концепции строительства магистральных инфраструктурных створов, на базе которых могли бы комплексно развиваться десятки новых индустриальных проектов.
 

Почему сегодня из Владивостока дешевле улететь в Австралию, чем в Москву?


Отвечая на этот вопрос, Алексей Исайкин, президент группы компаний "Волга-Днепр", поддержал тему глобального морального устаревания транспортных средств, поднятую Владимиром Путиным. По словам Исайкина, стоимость билетов напрямую связана с расходом топлива. Старые модели самолётов, составляющие львиную долю отечественного парка, менее экономичны, чем современные машины, на которых летают западные перевозчики.

Можно провести и другие небезынтересные параллели. Объёмы перевозок одного только грузового хаба в Люксембурге выше, чем весь грузопоток, которым оперирует российская грузовая авиация. Расположившись на шестой части земли, мы в мировом авиационном транзите умудряемся контролировать лишь несколько процентов.
Анализируя бизнес-достижения группы компаний "Волга-Днепр", Алексей Исайкин отметил, что за три года сотрудничества с Крас-Эйр грузопотоки из Китая и Японии в Европу значительно возросли. А с выходом на проектные мощности Красноярского грузового хаба - увеличатся на порядок.
Одним из главных итогов заседания для красноярцев стала правительственная поддержка проекта создания мультимодального авиаузла на базе "Емельяново" и "Черемшанки", который станет одним из звеньев сети опорных аэропортов и позволит разгрузить столичные воздушные порты.


Не только Москва страдает от транспортного коллапса. Пробки становятся проблемой любого крупного города России. Агломерациям нужны современные аэропорты, метро и другие внеуличные виды транспорта. И, конечно, транспортные обходы. Не случайно визит президента страны начался с осмотра стройплощадки транспортного обхода краевого центра федеральной автодорогой М-53. Путин поездкой остался доволен. К 2009 году первая очередь трассы возьмёт на себя до 15 тысяч автомобилей в сутки. Однако это лишь половина проблемы, ведь уже сегодня суточный грузопоток составляет более 17 тысяч машин. Президент одобрил строительство второй очереди обхода.

Решение глобальных задач по расширению транспортной инфраструктуры потребует серьёзного изменения в подходах к финансированию. Уже сейчас понятно, что Инвестфонд не бездонен и необходимо привлекать другие инструменты финансовых вливаний. Например, испытанный способ выпуска инфраструктурных облигаций, с помощью которых в XIX веке был построен великий Транссиб, в настоящее время применяют в Китае и Казахстане.
Владимир Якунин, выступая на Госсовете, подчеркнул, что ОАО "РЖД" рассчитывает на государственную финансовую поддержку:
- В 2008 году мы будем финансировать проекты собственными инвестиционными ресурсами, но уже с 2009 года понадобятся государственные средства.
Пока же деньги не выделены даже на те проекты, которые выиграли конкурс на финансирование из Инвестфонда: организация скоростного движения от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией и усиление подходов к портам Ванино и Советская Гавань.

Претензии по поводу долгих хождений по коридорам Инвестфонда проектной документации были высказаны не только президентом РЖД. Одно из поручений правительства направлено на сокращение бумажной волокиты и ускорения сроков выделения средств из государственной "копилки".
Стратегию развития транспортной отрасли Владимир Путин в целом одобрил, отметив необходимость внесения некоторых корректировок. Реализация этой стратегии предполагает быстрый "обгон": опережающие промышленный рост темпы развития инфраструктуры, что потребует многократного увеличения инвестиций в транспортную отрасль. По расчётам экспертов, среднегодовые инвестиционные вливания в железнодорожную инфраструктуру должны возрасти в четыре раза, в автодороги - в 2,5 раза, в авиацию - почти в сорок раз.
Игорь Левитин отметил, что доля расходов на транспорт в соотношении с ВВП должна вырасти в два раза и составить 4,8 процента в год.
- Что ж, 4,8 процента от ВВП - это цифра, которая сделала бы Минтранс счастливым, - резюмировал обсуждение президент России.

 
Мария Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31