30 мая 2020 11:40

30 мая 2020 11:40

Чтобы не было проблем, обновим КТСМ


Одна из последних новинок, внедрённых на магистрали, - модернизированное устройство контроля за нагревом букс (КТСМ-02). За четыре десятка лет оно прошло эволюцию от многокилограммового прибора до компактного устройства.
Если обратиться к истории, то можно вспомнить первые приборы обнаружения нагрева аварийных букс (ПОНАБ). В 70-е годы их внедрили на Красноярской дороге.

Одна из последних новинок, внедрённых на магистрали, - модернизированное устройство контроля за нагревом букс (КТСМ-02). За четыре десятка лет оно прошло эволюцию от многокилограммового прибора до компактного устройства.

Если обратиться к истории, то можно вспомнить первые приборы обнаружения нагрева аварийных букс (ПОНАБ). В 70-е годы их внедрили на Красноярской дороге.

В 80 - 90-е годы специалисты магистрали работали с дистанционными системами контроля (ДИСК). Камера слежения в этом устройстве стояла под углом 13 градусов к оси колёсной пары, и фундамент закапывался глубоко в землю. Его обслуживание было очень трудоёмким. Камера напольного оборудования КТСМ-02 крепится прямо на рельс и инфракрасный датчик установлен так, что может осматривать буксу снизу. Эта технология позволяет иметь более достоверные параметры. В 99 процентах случаев показания аппаратуры подтверждаются. Это, несомненно, позволяет обеспечить высокий уровень безопасности движения.


- В отличие от КТСМ-01, у КТСМ-02 обработка сигнала идёт в "цифре" уже с напольной камеры, - рассказывает инженер лаборатории автоматики и телемеханики Сергей Симонов. - Это всё равно, что сравнивать проводной домашний телефон и новый современный мобильник. Каждое устройство включено в автоматизированную систему контроля за подвижным составом, то есть в лаборатории Красноярска можно наблюдать диагностику, проводимую на любой станции, где установлены устройства контроля. Такая централизация позволяет не только своевременно выявлять отказы и сбои в работе приборов, но и следить за неисправностями ответственных узлов подвижного состава на участке безостановочного движения между пунктами технического обслуживания вагонов. Сергей Александрович включает компьютер. На мониторе появляется мнемосхема. Она "вещает" механическим женским голосом:
- Поезд номер... третий вагон... нагрев буксы...


Программно-аппаратные средства позволяют получить информацию о последних проконтролированных поездах, а также списки "больных" вагонов, их карты (вид, расположение и условный уровень дефектов), истории проследования поезда по участку, температуре наружного воздуха на пунктах, а также статистические данные за любой период. Даже выдача информации о состоянии охранно-пожарной сигнализации постов и архив за любой период можно узнать посредством нажатия одной клавиши.
Места, где стоят устройства контроля, отмечены оранжевыми и сиреневыми квадратиками. На вопросительный взгляд корреспондента "КЖ" Сергей Симонов, попадая в "цвет", объясняет:
- Оранжевый - приборы КТСМ-01, сиреневый - новые устройства КТСМ-02. На следующий год главный ход зацветёт сиреневым садом, то есть он будет полностью модернизирован, - улыбается Сергей Александрович. - Отслужившие своё пойдут на запчасти для устройств, расположенных на отдалённых станциях.


На схеме появляется "мигающий человечек" - сработала сигнализация на отдалённой линейной станции. В ней появился посетитель. Через несколько минут мигание прекращается. Значит, в помещение с оборудованием зашёл "свой человек". Он набрал известную только ему команду, и на табло появился сиреневый цвет. Там, где с линейной станцией нет связи, загорается значок в виде крестика. Голос робота не перестаёт чеканить фразы и слова, вбитые в память:
- 43 вагон, нагрев буксы 40 квантов...
Номер вагона загорается красной цифрой - "тревога!" Этот сигнал поднимет на ноги всех, кто причастен к осмотру вагонов на станции.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31