02 июня 2020 15:21

02 июня 2020 15:21

Игорь Полухин: "Крокодилы, как и другие грузы, бывают разные"

По словам таможенников, одни из рептилий попадают в списки, контролируемые международными организациями, другие - нет.
Красноярской таможне, которой в этом году исполнилось семнадцать лет, приходится иметь дело с самыми различными видами ввозимых и вывозимых товаров. За девять месяцев 2007 года этой организацией оформлено 17800 грузовых таможенных деклараций.
По словам таможенников, одни из рептилий попадают в списки, контролируемые международными организациями, другие - нет.

Красноярской таможне, которой в этом году исполнилось семнадцать лет, приходится иметь дело с самыми различными видами ввозимых и вывозимых товаров. За девять месяцев 2007 года этой организацией оформлено 17800 грузовых таможенных деклараций. О развитии внешнеторговой деятельности Красноярского края корреспондент "КЖ" побеседовал с первым заместителем начальника таможни Игорем Полухиным.
 
- Насколько успешно выстраивается сотрудничество вашей организации и отдела таможенно-брокерской деятельности Красноярской железной дороги?

- Мы заинтересованы в сотрудничестве с железной дорогой. В первую очередь это касается решения совместных вопросов по созданию складов временного хранения грузов и постоянных зон таможенного контроля. В сфере общих интересов находится работа по сокращению сроков таможенного оформления товаров и, как следствие, по сокращению простоя транспортных средств. Как показывает опыт других таможенных органов, значительное сокращение сроков простоя транспортных средств достигается за счёт концентрации мест таможенного оформления и логистических комплексов - так называемых терминалов. Время проведения таможенного контроля товаров в этом случае сводится к минимуму. В перспективе развития железнодорожной станции Базаиха такой вопрос будет рассматриваться.


- А есть ли необходимость в создании складов временного хранения на других крупных станциях?

- Да, в первую очередь в Лесосибирске, Ачинске, Канске. Сейчас товары, поступающие на эти станции, хранятся в подвижном составе либо в контейнерах. Однако количество товаров постоянно растёт. Особенно это актуально для Лесосибирска и связано с развитием производства двух промышленных гигантов: Норильского горно-металлургического комбината и золотодобывающей компании "Полюс". Самое пристальное внимание необходимо уделить инвестиционному проекту развития Нижнего Приангарья, где в ближайшее время планируется строительство Богучанского алюминиевого завода. К концу 2009 года здесь выпустят первый алюминий, и для его производства понадобится ввоз сырья в значительных объёмах.

- Эффективна ли работа "воздушного" таможенного терминала в аэропорту Красноярск?

- В течение последних трёх лет показатели работы таможенного поста в красноярском аэропорту постоянно растут. По количеству пассажиров, пересекающих границу, ситуация стабильна - рост небольшой, в сфере перевозки грузов он более активен. В неделю осуществляется таможенное оформление 14 международных грузовых авиарейсов в основном в направлении Западной Европы и Китая. Более 90 процентов грузов следует в режиме международного транзита и оформляется в упрощённом порядке. Строительство грузового терминала планируется закончить в ноябре этого года, а начать работу уже в январе следующего. Предусмотрены помещения для таможенного поста, брокеров, сотрудников контролирующих органов. Досмотр можно будет проводить с применением видеонаблюдения. В следующем году предполагается внедрить систему электронного декларирования товаров. Это позволит ускорить процесс оформления документов и сократить количество бумажной работы.

- Один из основных видов экспортных грузов в Красноярском крае - круглый лес. Однако, по словам главы Рослесхоза, к 2009 году таможенные пошлины на него вырастут настолько, что вывоз за границу станет нерентабельным. Пока же экспортёры леса стараются наверстать объёмы, нередко нарушая установленные законом нормы...

- В последнее время ведётся планомерная работа по уменьшению количества товаров, вывозимых по упрощённому порядку декларирования: подаётся декларация на месяц, товар передаётся перевозчику и затем в течение полугода вывозится. Полная периодическая декларация по вывезенному лесу, согласно первой временной декларации, предоставляется уже по итогу. Тенденция отказа от упрощённой процедуры связана с тем, что происходит много нарушений со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Возбуждаются соответствующие уголовные дела. Так, в Забайкальске весь лес перегружается из нашего подвижного состава в китайский. На этом этапе видны все превышения объёмов перевозимого груза. В основном они касаются круглого леса.
Политика правительства - постоянное увеличение пошлин, и вполне возможно, что с января 2008 года они вновь возрастут. Сейчас этот вопрос решается на федеральном уровне. Считаю, что Сибирь не должна быть чьим-то сырьевым придатком. Куда выгоднее заниматься переработкой и продавать готовую продукцию, как это делают в Европе. Повышение пошлин будет этому способствовать. В конечном итоге круглый лес вывозить из страны будет невыгодно.

- В современной России всё большую популярность приобретает заграничный туризм. Насколько сведущи в таможенных премудростях современные пассажиры?

- В целом грамотность пассажиров выросла. Во многом это связано с увеличением числа людей, регулярно вылетающих за границу. Законопослушные граждане заранее звонят, интересуются какие проблемы могут возникнуть при ввозе и вывозе товаров, багажа. Мы оформляем информационные стенды, где в том числе указан телефон правового отдела. Можно позвонить и получить бесплатную юридическую консультацию. Недавно был случай, когда человек за границей купил живого крокодила, позвонил оттуда в Красноярск и поинтересовался, возникнут ли у него сложности при транспортировке такого экзотического груза. Крокодилы ведь бывают разные: одни попадают в списки, контролируемые международными организациями, другие - нет. За 9 месяцев 2007 года специалисты правового отдела Красноярской таможни провели 723 консультации и в 22 случаях предоставили необходимую информацию о правовых актах.

- Какова эффективность деятельности Красноярской таможни в денежном эквиваленте?

- На данный момент в краевой бюджет перечислено более семи миллиардов рублей. Каждый год отчисления прирастают минимум на 20 процентов. Во многом этот показатель увеличивается за счёт ввоза товаров. Если раньше импорт товаров народного потребления (одежда, обувь) был в основном "серым", то сейчас большие его объёмы становятся "белыми" и проходят через таможню. Тенденция в этом направлении положительная, и я думаю, что снижение пошлин на меховые изделия с 20 до 10 процентов будет этому способствовать.

- Каким образом на работу таможни повлияет вступление России во Всемирную торговую организацию?

- Вступление в ВТО означает, что со временем будут пересмотрены в сторону уменьшения или отмены ввозные и вывозные таможенные пошлины, что приведёт к существенному увеличению товарооборота. Система будет вводиться поэтапно в течение 10 лет. Уже сейчас наша промышленность начала перестраиваться. Например, в Автопроме за последнее время появилось много совместных предприятий. То же касается и продуктов питания. Во всех крупных секторах рынка присутствуют деньги зарубежных инвесторов.

- Если пошлины нивелируются, то о столь крупных таможенных отчислениях в бюджет можно забыть?

- В развитых государствах таможня собирает шесть процентов федерального бюджета в год. Мы собираем более сорока. Фискальная - это лишь одна из функций, возложенных на таможню, причём не главная. В основном мы занимаемся контролем законности перемещения товаров, боремся с контрабандой. В 2007 году было найдено более семи килограммов наркотиков, перевозимых внутриполостным путём, возбуждено уголовное дело против лиц, пытавшихся незаконно провезти пять автомобилей иностранного производства. Также задерживается много контрафактных товаров - подделок известных брендов.
Роман Винокуров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30