02 июня 2020 15:05

02 июня 2020 15:05

В широкой равнине урочища Дувр


Разобраться в названиях станций Забайкальской магистрали непросто. Даже произнести их трудно: Жипхеген, Зудыра, Кендагиры, Куэнга, Маргуцек, Нюкжа, Урулюнгуй, Тахтамыгда и Сегачама - кажется, что их бесчисленное количество. И всё же я смогла узнать, что означают некоторые из них.

В царском наказе 1696 года этот край назван Даурской страной.
Например, название Арабатук произошло от бурятских слов "ара" - северная и "батак" - топь, болото. Арамогойтуй означает "северный исток змеиной пади".
В царском наказе 1696 года этот край назван Даурской странойРазобраться в названиях станций Забайкальской магистрали непросто. Даже произнести их трудно: Жипхеген, Зудыра, Кендагиры, Куэнга, Маргуцек, Нюкжа, Урулюнгуй, Тахтамыгда и Сегачама - кажется, что их бесчисленное количество. И всё же я смогла узнать, что означают некоторые из них.

В дебрях названий
Например, название Арабатук произошло от бурятских слов "ара" - северная и "батак" - топь, болото. Арамогойтуй означает "северный исток змеиной пади". Борзя произошла от бурятского "бооржа" - солёное озеро. Букачача - по одной версии в переводе с эвенкийского означает "скотный двор", по другой - образована от слова "букачан" - бугры, холмы. Название станции Гыршелун произошло от слияния двух бурятских слов: "гыр" - юрта и "шелун" - камень (каменный дом). А про станцию с нежным названием Жанна ходят легенды. Разве не странно, что обычной таёжной станции дали красивое женское имя? По рассказам старожилов, легенда такова. Отряд геологов прибыл в тайгу, чтобы найти воду. Долгие поиски близились к концу, но тут из леса вышел медведь. Произошла неравная схватка людей со зверем. Разъярённый, он набросился на девушку из команды геологов. Она погибла. Её именем назвали станцию.


Дружба начинается...  с кухни

В некоторых местечках Читы вы без труда почувствуете, будто попали в Китай. Проникновения китайской культуры налицо, ведь даже в маленьких магазинчиках есть так называемый фэн-шуйский отдельчик, где витрины изобилуют жабами с денежкой во рту, дырявыми монетками, опоясанными красными ленточками. А в магазинах покрупнее ко всему этому добавляются фарфоровые собачки-охранники с львиными гривами и цветастое великолепие китайских вееров.
Ещё одной отличительной особенностью являются кафе с китайской кухней. Это не рестораны, а обычные "места для вечерних посиделок", куда можно захватить с собой фрукты или праздничный торт, потому что это разрешено. Китайские повара удивят разнообразием необычных блюд, а обслужат вас официанты с европейской внешностью.


Поезд в степи

Зимой в Чите под тридцать градусов мороза. От столицы области до пограничного города Забайкальск ночь езды на поезде. На перрон подают состав. Вопрос на засыпку замёрзшим пассажирам: "Как найти 29 вагон?" Оказалось, что он не в хвосте состава и не в начале, а в самой его середине - в окружении 11-го и 3-го. Их прицепляют от разных поездов - так формируется состав на Забайкальск.
В купе чувствуется забота китайцев о пассажирах - красивые шторки и накидки с оборочками из искусственного атласа на спальных местах. Всю ночь состав тянется медленно: этот отрезок дороги неэлектрифицирован. Наутро из окна виднелись Даурские степи и среди них не слишком приметный Забайкальск. Здесь мороз ещё крепче, поэтому с железнодорожными достопримечательностями хотелось знакомиться из окна любого обогреваемого помещения.


Забайкальская боль России
 

Надо отметить, что когда-то торговля с Китаем позволила улучшить снабжение железнодорожников и их семей, помогла избежать возможных социальных взрывов, особенно в сложные 90-е годы, когда полки наших магазинов были пустыми. Забайкальская дорога приобретала у Харбинской магистрали продовольственные товары и картофель. По контрактам привлекали овощеводов в Забайкальск, Борзю и Оловянную.
Возможности железнодорожного перехода Забайкальск - Маньчжурия не были рассчитаны на такой резкий подъём работы. К тому же пропускная способность железной дороги китайской стороны была ниже, чем пограничной Забайкальской, в результате чего на магистрали скапливалось большое количество брошенных поездов. В начале 90-х станция Забайкальск стала головной болью не только дороги, но и всей страны. За границу и обратно переливался огромный поток туристов. В парках ждали очереди на перегрузку сотни вагонов. В них привлекательная "начинка" из ширпотреба, бытовой техники, продуктов питания, которых не было в магазинах. Всё это (учитывая криминогенную обстановку) не могло не привлечь внимания преступников. Многие подверглись психозу лёгкой наживы. "На вагоны" пошли все, от мала до велика.


Вертолётный патруль

После многочисленных разбоев были приняты неординарные меры. В декабре 1992 года вышло распоряжение правительства Российской Федерации "О мерах по обеспечению сохранности грузов на пограничной станции Забайкальск". Был введён специальный режим выезда и пропуска в пограничный Забайкальский район. Оперативно решались вопросы передислокации и усиления подразделений военизированной охраны, проводилось вертолётное патрулирование на участке Карымская - Забайкальск. Дорога взяла на себя расходы по содержанию дополнительного контингента транспортной милиции и казачьих патрулей, закупила для подразделений, занимающихся охраной грузов, транспортные средства, радиостанции, автоматическое оружие и обмундирование. Работа станции вошла в нормальное русло: всё, что поступало из-за границы, стало оперативно перегружаться и отправляться по назначению.
Свою роль сыграло и совершенствование технологических процессов на станции Забайкальск: ввод парка таможенного контроля, зерноэстакады, контейнерного терминала, крытого пункта перестановки вагонов, сортировочного парка, оснащённого вагонозамедлителями китайского производства.


"Отпор" - станция и газета

Мало кто знает, что железнодорожная газета "Забайкальская магистраль" когда-то имела название "Отпор". Она издаётся с 1933 года. Первый номер вышел после решения ЦК ВКП(б) об учреждении при политотделах всех железных дорог страны многотиражных газет. Слова "отпор" и "решительный отпор" после конфликта 1929 года на советско-китайской границе и на линии КВЖД были у всех на слуху. Такое же название присвоили тогда одному из близлежащих колхозов, а разъезд № 86 переименовали в станцию Отпор (ныне Забайкальск).


В одном из номеров газеты в 1955 году была напечатана статья "Испытание выдержали". В ней сообщалось о том, как локомотивные бригады для первых тепловозов ТЭ2 поступили в Борзинское локомотивное депо и их пришлось готовить в Ашхабадской технической школе. Именно тогда станция Отпор прославилась тем, что первым на обслуживание этой техники перевели тяговое плечо Борзя - Отпор.

 
Александра Емашкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30