04 июня 2020 05:42

04 июня 2020 05:42

Кумач на рельсах


Ровно девять десятилетий назад в нашей стране произошла Октябрьская революция. Ещё нескоро история окончательно выставит объективную оценку этой вехе. Но в любом случае будет нелишним вспомнить, как красноярские железнодорожники участвовали в событиях того времени.
Железная дорога сыграла значительную роль в революции 1917 года.
Только за 1917 год в Красноярске прошло более сотни революционных митинговРовно девять десятилетий назад в нашей стране произошла Октябрьская революция. Ещё нескоро история окончательно выставит объективную оценку этой вехе. Но в любом случае будет нелишним вспомнить, как красноярские железнодорожники участвовали в событиях того времени.

Железная дорога сыграла значительную роль в революции 1917 года. Достаточно вспомнить хотя бы о том, что Николай II отрёкся от престола в вагоне на станции Дно (чуть позже в другом вагоне - уже французском - была подписана капитуляция Германии, завершившая Первую мировую войну для западных стран). И в далёкую Сибирь вести о событиях в Москве и Петрограде приходили именно по железнодорожному телеграфу.


"Рассадник" большевизма
 

Февральская революция в Красноярске началась с железнодорожных мастерских - тех самых, которые мы можем видеть сегодня с Копыловского моста. Здания эти были известны всему городу как "рассадник большевизма" - здесь билось сердце Красноярской республики 1905 года. 28 февраля 1917 именно железнодорожники первыми в городе узнали о свержении самодержавия. Рабочий комитет постановил немедленно прервать работу и идти на митинг в центр города. По дороге к активистам железной дороги присоединялись другие рабочие. Новость опережала идущих, к середине дня весь Красноярск бросил свои занятия. На центральной площади собралось более десяти тысяч человек. Городская администрация собиралась послать войска, чтобы разогнать собрание, но солдатский гарнизон Красноярска уже перешёл на сторону большевиков. Более того, солдаты вошли в созданный в этот же день народный Совет (делегатами от гарнизона были известные революционеры Лазо и Марковский, чьи имена носят сейчас улицы краевого центра).


Руководители Совета предвосхитили будущие события Октября в Петрограде - заняли почту и телеграф, сформировали свою гвардию. Фактически Совет стал правительством города. Спустя пару недель в город стали возвращаться ссыльные политзаключённые - с севера, из Туруханска, и с юга, из Саян. Среди них были и будущие герои Октября - Свердлов, Куйбышев и другие. Особенно популярен в Красноярске стал Яков Свердлов. Он задержался в городе на несколько дней, успев за это время открыть митинг и выступить на заседании Красноярского Совета. Именно Свердлову наш город обязан принятием постановления о введении восьмичасового рабочего дня. В то время никто не мог предположить, что вскоре этот человек станет главой правительства страны, однако впечатление на местных революционеров он произвёл огромное. В конце марта на железнодорожном вокзале его провожала в Петроград целая делегация местных большевиков.


Железнодорожники города принимали активное участие в построении новой жизни. Красноярск в этот момент стал центром "новой железнодорожной мысли". В марте 1917 года прошёл Первый съезд представителей рабочих и служащих дорог и дорожных профсоюзов Сибири. В августе в Красноярск прибыл товарищ министра путей сообщения Устюгов. Несмотря на то, что официально станция Красноярск была подчинена Томской дороге, в правительстве понимали, что именно в Красноярске находился пульс жизни дорожного профсоюза Сибири. На совещании, прошедшем в здании Красноярского вокзала, делегат Временного правительства пытался найти общий язык с представителями дорожного Совета. Однако большевики, имевшие значительный перевес в местном профсоюзе, понимали, что Временное правительство может оперировать лишь пустыми обещаниями. Переговоры оказались безрезультатными.
К осени 1917 года транспорт России оказался в глубоком кризисе: остро сказывалась нехватка топлива, огромные темпы приобрела инфляция, на Транссибе появилось небывалые дотоле явления - железнодорожные пробки. 24 сентября дорожники всей страны прекратили работу. Началась трёхдневная всероссийская железнодорожная стачка. Все станции будущей КЖД поддержали инициативу забастовщиков.

Транссибирская "конница"

После октябрьской революции одним из важных направлений деятельности новой власти стала нормализация деятельности магистралей. Во многих городах (в частности, в Иланске, Боготоле, Уяре) большая часть Советов была сформирована как раз из рабочих железных дорог. В январе 1918 года в столице прошёл чрезвычайный съезд железнодорожников. Старые управления дорог были упразднены. Новая железнодорожная концепция предполагала скорейшее восстановление сообщения, причём планировалось в течение 1918 - 19 годов полностью отказаться от денежных отношений: коммунистическому транспорту деньги были не нужны.


Однако подобным планам суждено было остаться несбывшимися. В мае 1918 года железные дороги вновь повернули ход истории Сибири. Поднял мятеж корпус чехословацких военнопленных, возвращавшихся домой. Чехословацкий бунт стал сигналом ко всеобщему белогвардейскому восстанию. За несколько недель мятежникам удалось взять в свои руки почти весь Транссиб. Дольше других держались Ачинск и Красноярск - здесь советская власть была свергнута только в июне 1918 года. Над Сибирью воцарился Колчак.
Гражданская война в Сибири изначально носила "железнодорожный" характер - кто владел Транссибом, тот владел всем. Колчак все свои усилия прилагал к тому, чтобы удержать контроль над узкой лентой железной дороги. Уже осенью 1918 года жители Сибири впервые увидели паровозы и вагоны странного вида - первые бронепоезда: от угрожающих "латников", обшитых дополнительными листами металла, до неказистых дрезин, обложенных мешками с песком. Бронепоезда - железнодорожная "конница" революции. Их использовали и белые, и красные. "Рельсовая конница" позволила Колчаку удержать перегон Иланск - Тайшет суровой зимой 1918 - 1919 годов, тем самым обеспечив связь с японскими и американскими интервентами на Дальнем Востоке.


Однако 8 мая 1919 года партизанская армия красного командира Кочергина сумела взять Тайшет. Несмотря на то, что красные продержались в городе всего пять часов, им удалось разрушить железнодорожные пути. Так, впервые за двадцать лет своего существования, Транссиб был разорван. С обеих сторон перед Тайшетом образовалась гигантская пробка из тысяч вагонов. Тылы Колчака были парализованы. Его армия стала откатываться на восток. В январе 1920 года началось восстание в Красноярске. Ценой многих жизней повстанцы сумели продержаться до прихода Красной армии. Отрядами партизан руководили люди, чьи фамилии хорошо знакомы красноярским железнодорожникам: Пётр Щетинкин и Александр Кравченко.
К концу зимы 1920 года в жизни города, Енисейского края и Красноярской железной дороги наступил новый период - советский.

 
Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30