"/> Брат Эйфелевой башни | Красноярский железнодорожник | Газета от 20071026 | 0 полоса
31 мая 2020 04:10

31 мая 2020 04:10

Брат Эйфелевой башни

"Народ молился о благополучном окончании работ по сооружению моста-великана; и ярко блестевшее солнце на голубом небе своим ласковым светом озаряло торжественное мероприятие, вселяя в сердца молившихся надежду..." - так писал очевидец закладки первого камня в строительство моста через Енисей 30 августа 1896 года.
"Народ молился о благополучном окончании работ по сооружению моста-великана; и ярко блестевшее солнце на голубом небе своим ласковым светом озаряло торжественное мероприятие, вселяя в сердца молившихся надежду..." - так писал очевидец закладки первого камня в строительство моста через Енисей 30 августа 1896 года.

По случаю важного события в жизни Красноярска совершили молебен. В фундамент нижней части берегового устоя был уложен камень с углублённым изображением креста. Для потомков туда же положили рукопись, где обозначены дата закладки, фамилии строителей и почётных гостей.
Знаменитый инженер-механик Евгений Кнорре находился здесь в двух ипостасях: как инженер проекта профессора Московского технического училища Лавра Проскурякова и подрядчик, составляющий сметную документацию производимых работ. Они финансировались управлением Средне-Сибирской железной дороги. Сумма была огромной по тем временам - более трёх миллионов рублей.

Сложные работы требовали не только материальных затрат, но и рабочих рук. Более двух тысяч человек трудились на строительстве. От них требовалось недюжинное здоровье. Спускаться в кессонах (водонепроницаемых камерах) было опасно. Ведь они погружались на большую глубину, где сжатый воздух, доведённый до нескольких атмосфер, создавал немалый риск для жизни рабочих. Евгений Карлович решил сооружать вместо железных кессонов деревянные. Они не только удешевляли стоимость работ - в них люди чувствовали себя лучше. Такой тип кессона позднее стал применяться на строительстве мостов Транссиба. Новые технические решения были использованы и для монтажа пролётных конструкций. Их собирали на берегу, а затем передвигали на место установки и "садили" на постоянные опоры.
С началом строительства юго-западная окраина города заметно преобразилась. За Николаевкой вырос целый городок: рабочие бараки, здания контор, служб, столовая, пекарни, магазинчики. Появилась даже школа, которую учредил Евгений Кнорре для детей рабочих-мостостроителей.

Спустя четыре года Красноярск ожидало великое событие - сдача моста и открытие по нему движения. Накануне праздника надёжность новой переправы испытывали двумя поездами, состоявшими из четырёх паровозов и шести вагонов, гружённых рельсами. В день открытия 28 марта 1899 года прошёл первый пассажирский состав. "Когда шёл поезд, инженер-механик стоял на насыпи; как только спустился с неё, публика его сразу подхватила и начала качать" - так писала газета "Енисей".
В 1900 году на Всемирной Парижской выставке Енисейская губерния была достойно представлена. В числе экспонатов - макет "величайшего сооружения века". Железную модель моста изготовили в мастерских Евгения Кнорре. Она была длиною в четыре сажени, в сажень ширины и высоты. Даже число заклёпок соответствовало их числу на оригинале. Признанием оригинальности конструкции, новаторских технологий и высокого уровня инженерной мысли стала золотая медаль выставки.

Кстати сказать, на этой выставке строительство Транссибирской железной дороги нашло отражение в изделиях фирмы Карла Фаберже - пасхальном яйце-сюрпризе. Миниатюрная карта магистрали и надпись "Великий Сибирский железный путь в 1900 году" на серебряном покрытии яйца привлекали внимание посетителей.
Иностранная печать назвала Транссиб "позвоночным хребтом русского великана". Специалисты утверждали, что после открытия Суэцкого канала история не отмечала более выдающегося события, чем возведение Сибирского железнодорожного пути и, как одного его элемента, моста через Енисей.
На той же выставке был представлен макет Эйфелевой башни. Эти два сооружения стали величайшими достижениями человечества XIX века.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31