04 июня 2020 05:36

04 июня 2020 05:36

ЭСКИМОсский макет в Хакасии



- Я счастливый человек - увидел то, о чём мечтал, - говорил Валентин Чекчурин, первый директор Абаканского железнодорожного музея, когда собранные за долгие годы работы материалы перевозили из тесных комнат дистанции пути в просторное помещение бывшей прачечной.
К этому Валентин Семёнович шёл более полувека. Сегодня фонд музея насчитывает около 15 тысяч экспонатов.

Главный материал - палочки от мороженого- Я счастливый человек - увидел то, о чём мечтал, - говорил Валентин Чекчурин, первый директор Абаканского железнодорожного музея, когда собранные за долгие годы работы материалы перевозили из тесных комнат дистанции пути в просторное помещение бывшей прачечной.
К этому Валентин Семёнович шёл более полувека. Сегодня фонд музея насчитывает около 15 тысяч экспонатов.


"Столько километров пришлось путейцем прошагать по магистрали, что, наверное, можно было бы обойти земной шар дважды!" - эти слова Чекчурина неизменно цитирует нынешний директор музея Виктория Леонова.
Она рассказывает, как в 1962 году он, дорожный мастер, возвращаясь с путейских обходов, приносил "дюже интересные вещицы". Сначала их хранили при мастерских дистанции пути, доступ к ним был ограничен. Да и мало кто, кроме железнодорожников, знал о их существовании.


В 1990 году под будущий музей выделили четыре комнаты, где экспонаты были "разложены по полочкам": 22 типа демидовских рельсов образца ХIX - начала XX веков, более трёх тысяч фотографий ветеранов, передовиков производства, трудовых династий, материалы о строительстве дороги на участке Новокузнецк - Абакан - Тайшет. Каждый день музей пополнялся новыми материалами. Ветераны приносили свои архивы: фотографии, письма, награды.
Валентин Семёнович решил "пробить" новое помещение. Бывшая прачечная после реконструкции стала хорошим домом для музея. Здесь можно было развернуться в полную силу. Самое главное - нашёлся уголок для макета станции Абакан, который был сделан руками первого директора. Его он создавал на протяжении многих лет. Материалом для макета стали... палочки от мороженого.


- Это сколько же надо съесть эскимо, чтобы изготовить макет станции с путевым развитием, вокзалом, складскими помещениями, жилыми домами?!
- Раньше к мороженому в бумажных стаканчиках отдельно подавали деревянные палочки. Чекчурин просил их у продавцов мороженого как можно больше, - отвечает, улыбаясь, Виктория Леонова.
Выточенные "детальки" Валентин Семёнович склеивал, раскрашивал, покрывал лаком и соединял в композицию. Так появился макет. Он занимает достаточно большую площадь: вокруг свободно может разместиться группа из 20 человек.
Своими руками изготовлена и коллекция железнодорожной формы. По крупицам собирал Валентин Чекчурин необходимую информацию, чеканил знаки отличия, вышивал эполеты, готовил выкройки мундиров.


Здесь же - коллекция фонарей различных модификаций: от обычных стеариновых свечей, карбидных и керосиновых ламп до электрических.
Путейские средства малой механизации Чекчурин собирал вместе с коллегами - механизмы для резки, сверления рельсов, дрезины, шаблоны для измерения параметров пути и стрелочных переводов.
"Отличный путеец" - это не только характеристика коллег, но и знак, которым Валентин Семёнович награждён за безупречный труд.
Дело Валентина Чекчурина, хранителя истории железной дороги, продолжает молодой коллектив музея. "Спасибо! Ваше отношение к музейному делу достойно восхищения. Сотрудники Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга" - таков один из отзывов книги посетителей. А всего со дня открытия их прошло через залы музея Абаканского отделения более 60 тысяч.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30