02 июня 2020 13:17

02 июня 2020 13:17

Телеграфный язык

История железной дороги в аббревиатурах ещё ждёт своих исследователей
В электричке один из пассажиров-безбилетников замечает, как к кондуктору подходят люди и представляются:
- ТЧ.
- ШЧ.
Недолго думая, он заявляет:
- СЧ.
- Но такого нет! - восклицает кондуктор.
- Свой человек!
Сокращённые названия тех или иных служб, подразделений, предприятий для впервые попавшего на железнодорожный транспорт - тёмный лес! Ну, например, что кроется за таинственными буквами ПЧ, НГЧ, ВЧД? И зачем так всё усложнять?

История железной дороги в аббревиатурах ещё ждёт своих исследователей

В электричке один из пассажиров-безбилетников замечает, как к кондуктору подходят люди и представляются:
- ТЧ.
- ШЧ.
Недолго думая, он заявляет:
- СЧ.
- Но такого нет! - восклицает кондуктор.
- Свой человек!


Сокращённые названия тех или иных служб, подразделений, предприятий для впервые попавшего на железнодорожный транспорт - тёмный лес! Ну, например, что кроется за таинственными буквами ПЧ, НГЧ, ВЧД? И зачем так всё усложнять?
Проходят годы, пока привыкнешь к этим аббревиатурам. А процесс реформирования, проходящий в РЖД, то и дело "подбрасывает" новые - ЕДЦУП, ДОП, ЭТРАН...
Железнодорожные аббревиатуры - непаханое поле для лингвистов. В научных книгах и статьях вы не найдёте историю их создания и дальнейшего преобразования. Расшифровку - да! Но именно она и наводит на мысль, почему, скажем, дистанция пути звучит как ПЧ, а локомотивное депо - ТЧ? Это ли не тема для поисков?
Одна из самых первых железнодорожных аббревиатур ведёт свою историю с 16 июля 1865 года, когда Главное управление путей сообщения России было преобразовано в Министерство путей сообщения. Но если МПС, как и РЖД, действительно аббревиатуры (буквенные сокращения слов), то наименования входящих в них структур - скорее код, система условных знаков.


Например - П. Впервые в России понятие "путь", применительно к верхнему строению железной дороги, было введено профессором Липиным в статье, опубликованной в "Журнале путей сообщения" в 1840 году. С тех пор этот термин применяется на железнодорожном транспорте. Тогда же было введено деление персонала на службы. И одной из первых появилась служба пути и зданий - П.
Вторая половина ХIХ века - время создания первых служб на российских железных дорогах. Для обеспечения оперативного руководства предприятиями, быстрой связи между всеми подразделениями была принята система телеграфных кодов: Д - служба движения, Т - тяги (нынешнее локомотивное хозяйство), Ш - сигнализации и связи. По поводу последнего кода сами связисты говорят: Ш - значит шнуровая. А шнуров на телеграфе и телефоне позапрошлого века хватало.
Интересно наименование пассажирского хозяйства. Что такое Л? Представьте, совсем как в древнерусской кириллице: Л - люди. В нашем случае - пассажиры.
Но ведь в наименовании железнодорожных предприятий есть ещё пресловутая буква Ч. Это - часть, как область какой-либо деятельности, специальности и отдельная отрасль управления.


В этом смысле может быть интересна аббревиатура ВЧД. Известно, что вагонные мастерские строились на базе паровозных (мастерских, затем - депо), то есть были частью этих подразделений. С преобразованием в отдельную структуру вагонники стали ВЧД - вагонной частью депо (читай - локомотивного). Хотя это самостоятельное подразделение, не имеющее отношения к службе тяги.
И такие аббревиатурные хитросплетения на каждом шагу. Сегодня "строительство" новых кодовых названий с точки зрения современного русского языка более логичное. ДЦФТО - дорожный центр фирменного транспортного обслуживания, ДОП - дирекция по обслуживанию пассажиров... Другое дело, что как телеграфный код эти аббревиатуры более отягощены буквенной символикой.
В общем-то, телеграфный язык железнодорожников лаконичен, образен и... прост. А вот его история очень непроста, и она ждёт своих исследователей.

 
Ирина Волохович
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30