30 мая 2020 12:55

30 мая 2020 12:55

Анатолий Хрестинин: "В краевой "котёл" энергетики мы вкладываем современные технологии"


Система электроснабжения ОАО "РЖД" - одна из составных частей всей энергетики страны. Для обеспечения её нормальной работы необходимы модернизация и обновление основных фондов. Вопросы стратегии компании в области энергоснабжения и реализации проекта по внедрению автоматизированной системы контроля и учёта электроэнергии (АСКУЭ) на магистралях обсуждались на совещании, проходившем в начале октября в Сочи.
На повестке ближайших месяцев - реализация программы АСКУЭ розничного рынкаСистема электроснабжения ОАО "РЖД" - одна из составных частей всей энергетики страны. Для обеспечения её нормальной работы необходимы модернизация и обновление основных фондов. Вопросы стратегии компании в области энергоснабжения и реализации проекта по внедрению автоматизированной системы контроля и учёта электроэнергии (АСКУЭ) на магистралях обсуждались на совещании, проходившем в начале октября в Сочи. Красноярскую дорогу на нём представлял начальник структурного подразделения Энергосбыт? Анатолий ХРЕСТИНИН. С ним беседует наш корреспондент.
- Как реализуется проект АСКУЭ на Красноярской магистрали?

- Все работы по выполнению программы в рамках инвестиционного проекта АСКУЭ оптового рынка и железнодорожных узлов подходят к завершению. Уже сегодня системы железнодорожных узлов внедрены на станциях Красноярск, Ачинск-1, Ачинск-2, Абакан, готовы к пуску в Мариинске. На днях на тяговой подстанции Камала закончены работы по монтажу трансформаторов тока ЛЭП 110 киловольт. В ближайшее время должны сдать тяговую подстанцию Шарбыш (участок Иланская - Тайшет). Мы идём точно по графику: из объёма 112 миллионов рублей сегодня освоено 98,1, то есть 87 процентов. Программой инвестиций на следующий год предусмотрен монтаж трансформаторов тока 110, 220 киловольт на девяти тяговых подстанциях. Ориентировочно на 2009й внесено пять. Этим мы завершим программу АСКУЭ оптового рынка. На повестке ближайших месяцев (и это главная задача сочинского совещания) реализация программы АСКУЭ розничного рынка.

- Расскажите об этом подробнее.

- Основная идея выполнение постановления правительства России о запрете совмещения оперативнодиспетчерского управления энергетикой и реализации электроэнергии абонентам. При этом создание АСКУЭ розничного рынка позволит минимизировать потери электроэнергии сетевой организации, в частности, ОАО "РЖД". Сейчас идёт работа по обследованию и паспортизации точек учёта электроэнергии (на дороге их 22,5 тысячи и более тысячи трансформаторных подстанций) по главному и южному ходу магистрали. Этому проекту президент ОАО "РЖД" уделяет большое внимание. Чтобы выполнить задачу, ежедневно задействовано более 150 человек. Они проверяют все точки, уточняют их адреса, номера, мощности. На основании этих данных будет составлен проект. К концу следующего года каждый абонент за счёт железной дороги получит новый счётчик с автоматической передачей информации. Это глобальная современная система учёта электроэнергии. Автоматизированной системы контроля и учёта электроэнергии розничного рынка в России ещё нет. Для разработки проекта мы брали за основу европейские аналоги. Есть несколько технических решений для реализации задач АСКУЭ розничного рынка. У каждой свои преимущества и недостатки. Об этом тоже говорили на совещании. В ближайшее время специалистами компании будет сделан выбор.

- На обслуживание уже внедрённых систем АСКУЭ оптового рынка и железнодорожных узлов необходимы значительные денежные и трудовые затраты. Кто этим будет заниматься?

- Предполагается отдать все работы по обслуживанию аутсорсинговым компаниям. Основной деятельностью, приносящей прибыль дороге, станет оказание услуг по передаче электроэнергии по сетям компании. Для этого и строится целостная иерархическая автоматизированная система коммерческого учёта электроэнергии, которая предназначена для сокращения сверхнормативных и коммерческих потерь электрической энергии при её покупке и передаче по распределительным сетям. Задача каждой структуры - экономическая эффективность. Сегодня нам необходимо прибавить объёмы, тем самым принести дополнительный доход компании.

- Как планируете это сделать?

- Включать в объёмы транспортировки электроэнергии вновь смонтированные приборы учёта на тяговых подстанциях, снижать издержки производства, работать согласно тарифам оплаты услуг по транзиту и передаче. Кстати, с 1 января 2008 года будет введён котловой метод тарификации. Он подразумевает переход на единый тариф при передаче электроэнергии для всех сетевых компаний и организаций, работающих на территории региона.
 
- И как тариф будет "вариться в общем котле?"

- Вся "кухня" по формированию тарифа в том, что затраты, которые несут сетевые организации, будут суммироваться (собираться в один "котёл") и делиться на весь объём полезного отпуска электроэнергии, который передаётся потребителям по региональным сетям. Это определит тариф (стоимость единицы электроэнергии). Держателем "котла", своего рода гарантом, центром планирования и учёта при этом будут выступать: на территории Красноярского края ОАО "Красэнерго", в республике Хакасия ОАО "Хакасэнерго", в Кемеровской области ОАО "Кузбассэнерго".

- Кто от этого выиграет?

- Конечно, потребитель. Для него тариф разных сетевых организаций теперь станет одинаковым. Он будет устанавливаться решением региональной энергетической комиссии. При расчёте размера тарифа на услугу по передаче электроэнергии будут рассматриваться экономически обоснованные расходы организации и учитываться конкретный объём услуг по передаче электроэнергии. Естественно, что затраты у всех компаний разные. Отсюда и тариф для каждой сетевой организации индивидуальный.

- Каким будет вклад железной дороги в "общий котёл" энергетики края?

- Мы относимся к объектам непрофильного электросетевого хозяйства. Однако наша деятельность связана с потреблением огромного количества энергии. Кроме того, в крае есть участки от Минусинска до Тайшета, где доминирующее положение занимает энергетика ОАО "РЖД". Мы много инвестируем в развитие энергосистемы магистрали. Сегодня в "котёл" края можем вложить современные технологии по учёту и контролю электроэнергии, а также новейшее оборудование. В настоящий момент уровень потерь электроэнергии на дороге находится в пределах нормы. Значит, введение котлового метода не потребует дополнительной оптимизации затрат.


ДОСЬЕ "КЖ"
Анатолий Александрович ХРЕСТИНИН родился в 1955 году в посёлке Ярцево Красноярского края.
Окончил Омскую государственную академию путей сообщения по специальности инженер-электромеханик железнодорожного транспорта.
С 1983 года работает на Красноярской магистрали.
С 2001 года - начальник структурного подразделения "Энергосбыт" Красноярской железной дороги.
Женат, двое детей.
Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31