"/> Норильская дорога: фантастика в заполярье | Красноярский железнодорожник | Газета от 20071012 | 0 полоса
02 июня 2020 01:28

02 июня 2020 01:28

Норильская дорога: фантастика в заполярье


На карте России самая северная железная дорога выглядит как крохотное тире. Хотя это самая крупная в мире изолированная железнодорожная магистраль. Путь, связывающий Дудинку, Кайеркан, Талнах, Норильск, аэропорт "Алыкель" и предприятия Заполярного филиала "Норильского никеля", со всеми ответвлениями имеет длину 333 километра. На нём около трёх десятков станций и 44 моста. В год по этой дороге перевозят около 15 млн. тонн различных грузов.
На память об узкоколейке в Норильске остался небольшой паровозикНа карте России самая северная железная дорога выглядит как крохотное тире. Хотя это самая крупная в мире изолированная железнодорожная магистраль. Путь, связывающий Дудинку, Кайеркан, Талнах, Норильск, аэропорт "Алыкель" и предприятия Заполярного филиала "Норильского никеля", со всеми ответвлениями имеет длину 333 километра. На нём около трёх десятков станций и 44 моста. В год по этой дороге перевозят около 15 млн. тонн различных грузов.

Тундровый экспресс

Как нечто основательное и монументальное железная дорога в Норильске появилась далеко не сразу - сначала были "пробные" рельсы. Само её существование предопределяло строительство и развитие Норильска, куда при отсутствии "железки" добраться из того же Красноярска можно было, только проплыв десять суток пароходом до Дудинки или доехав на почтовой лошади за... полтора месяца (!). Чуть позже по пути пустили тракторы с прицепами, прозванные "тундровыми экспрессами". Правда, они частенько останавливались, не доходя до места назначения, и люди шли до Норильска пешком. При любой погоде.


Дудинку от Норильска отделяет 90 километров тундры, что при отсутствии нормальной дороги делало задачу поставки грузов в город невыполнимой. Единственный путь - рекой, через Пясину, озеро Пясино и реку Норильскую. Первый караван по этому маршруту прошёл в августе 1935 года.
С пароходов на лодках груз доставляли на берег, а дальше везли гужевым транспортом до Нулевого пикета (так назвали площадку строительства рудников). Однако пройти по воде могли лишь маломерные суда, так что необходимость строительства железной дороги обозначалась всё отчётливее.

Рельсы на хворосте

Осенью 1935 года в бараках и временных землянках обосновались строители железной дороги. В те годы в Норильской долине постоянного жилья ещё не возводили: всё было временным, экспериментальным. Такое основательное и революционное строительство, как железная дорога за Полярным кругом, казалось запредельно сложным, ведь прежде никто не делал ничего подобного. И тем не менее попытка была предпринята.
Первые километры дороги прокладывали буквально из ничего: в насыпь укладывали торф и валежник, мох и хворост, шпалы - из сырой лиственницы. Путь протяжённостью в 14 км от Валька до Нулевого пикета достроили в феврале 1936 года. И тут же открылись курсы машинистов паровоза.
25 февраля 1936 года прибыл первый в истории НЖД поезд с техническими грузами и продовольствием. Правда, до апреля 1937го весь локомотивный парк состоял лишь из двух паровозов серии "159". А вот со следующими паровозами, прибывшими в Норильск, произошла нештатная ситуация: караван с "техническим перевооружением локомотивной тяги", как окрестили семь локомотивов серии "157", замёрз во льдах Пясино. Один из них потом всё же погрузили на сани, сбитые из брёвен, и приволокли к пристани Валёк. Этот более мощный и тяжёлый локомотив впоследствии работал на линии Норильск - Дудинка.

Летом началась укладка узкоколейной линии, соединяющей посёлок Норильск с портом Дудинка. Протяжённость её была 114 км. Причём ради экономии средств решили проложить не кратчайший маршрут, а рельефный, в обход неровностей местности. Строили дорогу в основном заключённые Норильлага.
Как позже отмечали в своих воспоминаниях свидетели события, проблемы были те же, что и при строительстве дороги Норильск - Валёк: нехватка шпал, погнутые в долгом пути с материка рельсы, отсутствие гравия и щебня, строевого леса и гвоздей.
Официально строительство было завершено 17 мая 1937 года. А уже на следующий день по дороге пошёл первый поезд, который прибыл к месту назначения через три дня. Из Дудинки тогда везли цемент, стекло. Из Норильска - уголь. Часто случавшиеся аварии и крушения (например, только в 1939 году их было 581) стали считаться не более чем "издержками производства", хотя порой движение приостанавливалось на несколько месяцев.

Как попасть на материк?

В 1947 году было начато строительство ширококолейки в Кайеркан. Сдали в эксплуатацию этот участок только спустя четыре года. Любопытно, что по планам, разработанным в 40-х годах, НЖД не должна была надолго оставаться изолированной. И попытки соединить север Красноярского края с основными транспортными магистралями страны предпринимались не раз.
С 1948 года начали сооружать дорогу в сторону порта Игарки. В расчёте на скорое объединение в 1951-1953 годах даже построили вокзал на станции Норильск-Сортировочная. Этому монументальному зданию могли бы позавидовать многие областные центры... Только вот действовать в полную силу он так и не начал: после смерти Сталина наполовину готовая дорога к Игарке была заброшена. "Наверху" решили, что соединение Норильска с остальной страной сухопутным транспортом - слишком дорогое и технически сложно осуществимое удовольствие.

1 мая 1961 года было открыто беспересадочное движение на линии площадь Октябрьская - Кайеркан. Летом 1965 года был отсыпан первый километр железнодорожного полотна в направлении станции Алыкель до аэропорта "Норильск". В июле того же года закончено строительство железнодорожной части моста через реку Норильскую и пошли первые составы в Талнах.
Ровно через десять лет дорогу полностью электрифицировали, начался переход с паровозной тяги на электро- и тепловозную. Появилась потребность в специалистах, имеющих опыт работы по эксплуатации и ремонту новой техники: их приглашали с материка, так как почти все норильские железнодорожники умели обращаться только с паровозами.

В 1981 году, в ноябре, отправился первый электропоезд по маршруту Норильск - аэропорт. Правда, через 13 лет НЖД полностью сложила с себя функции пассажирских перевозок. С 1994 года по ней движутся только грузовые составы.
Возможно, в скором будущем ситуация с изолированностью дороги изменится. В районе Игарки нашли медь, на Курейке - платину. В 2004 году институтом "ПромтрансНИИпроект" разработана концепция развития НЖД. Уже готов проект железной дороги до новых месторождений, её строительством планируют заняться в 2012 году. А к 2020 году, возможно, появится ответвление до Норильска, которое свяжет НЖД с основными транспортными магистралями страны. Об этих планах недавно сообщили в Министерстве экономического развития России. Будущая трасса пройдёт от станции Коротчаево в ХантыМансийском округе, через Игарку (форпост освоения Ванкорского нефтяного месторождения) и протянется за Полярный круг.
Новый путь нужен не только для производственных нужд. Ждут его и жители: у них появится ещё одна возможность попасть на материк.

"Тамарочки" и "коробушки"

Одной из главных трудностей при эксплуатации дороги зимой была снегоборьба. Из техники - три снегоочистителя, да и те могли убирать сугробы высотой лишь до полутора метров. Если наметало выше, приходилось очищать вручную. В итоге для предохранения от заносов придумали строить "стены" из... снега. Участки пути перекрывались временными деревянными галереями, установленными на двух столбах и перекрытыми на высоте 4,5 метра. Поверх укладывался настил из дюймовых досок, а с наружной стороны к боковым доскам накладывался снежный кирпич. Тем не менее укрыть таким образом весь путь было технически невозможно, так что иной раз составы заносило полностью. Однажды поезд, отправившийся из Дудинки, прибыл в Норильск только спустя 22 дня! А как-то пришлось искать в снегу состав, били траншеи и откапывали локомотив, кочегар и машинист погибли от угарного газа.

На поездной работе были заняты "сормовки", способные везти поезд весом в 220 тонн брутто. На манёврах работали ещё менее мощные - их ласково называли "тамарочки" (серия Т). Вначале на перевозках использовали двухосные вагончики, прозванные "коробушками", затем появились четырёхосные местного изготовления.
1 июня 1939 года было объявлено об открытии пассажирского движения и организована продажа билетов. Полтора года спустя, в январе 1940-го, было образовано подразделение горно-металлургического комбината - Норильская железная дорога. Через четыре года (всего!) протяжённость её линий (основная магистраль Дудинка - Норильск - Валёк плюс многочисленные ветки к рудникам и заводам) составляла уже 216 километров узкоколейных рельсов.

Но менее чем через год узкоколейка в Норильске приказала долго жить: летом 1941-го в Дудинском порту выгрузили первый ширококолейный подвижной состав. Тогда же начал действовать первый пятикилометровый участок дороги с шириной колеи 1520 мм. На память же об узкоколейке в Норильске остался небольшой паровозик - именно такие в 30-е годы обеспечивали перевозку грузов.

 

Татьяна Зачупейко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30