04 июня 2020 16:19

04 июня 2020 16:19

Виктор Рябчевский: транзитный потенциал центральной Хакасии будет расти

Мы продолжаем серию интервью с главами районов Республики Хакасия. Корреспондент «Красноярского железнодорожника» встретился с главой администрации Усть-Абаканского района Виктором Рябчевским.

- Виктор Викторович, чем примечателен Усть-Абаканский район в сравнении с другими территориями Хакасии?
— Можно выделить несколько характерных особенностей нашего региона. Первая, конечно, — это расположение Усть-Абаканского района в географическом центре республики.
Мы продолжаем серию интервью с главами районов Республики Хакасия. Корреспондент «Красноярского железнодорожника» встретился с главой администрации Усть-Абаканского района Виктором Рябчевским.
- Виктор Викторович, чем примечателен Усть-Абаканский район в сравнении с другими территориями Хакасии?

— Можно выделить несколько характерных особенностей нашего региона. Первая, конечно, — это расположение Усть-Абаканского района в географическом центре республики. Фактически термины Центральная Хакасия и Усть-Абаканский район — синонимы. Невозможно пересечь республику в меридиональном направлении, не затронув нашу территорию. Поэтому один из важнейших экономико-географических плюсов, который у нас есть, — это использование имеющегося транзитного потенциала. По землям Усть-Абаканского района проходят все четыре важнейших транспортных артерии республики: две железнодорожных трассы (Ачинск - Абакан и Абакан - Новокузнецк) и две автомобильных (федеральная трасса М-54 Красноярск - Кызыл и автотрасса республиканского значения А-161 Абакан - Ак-Довурак).

С другой стороны, Усть-Абаканский район расположен в нескольких различных природно-климатических зонах. В восточной части региона, к примеру, простираются степи Хакасско-Минусинской котловины, благоприятные для сельского хозяйства, ведь до сих пор аграрная отрасль остаётся в основе экономической специализации нашего района.

— Каких успехов в этой отрасли достиг ваш район?

— Лидирующим направлением для наших земель традиционно является животноводство. У нас выведена одна из известнейших сибирских пород овец — красноярский меринос. В 1930 году организовано одно из первых хакасских животноводческих коллективных хозяйств — биджинский совхоз «Овцевод», позднее получивший статус государственного племенного завода. Широко развито в районе и растениеводство. В бассейне реки Уйбат и в Опытненском сельсовете находятся участки мелиоративного орошения, одни из крупнейших в Хакасии. В посёлке Зелёном с 1995 года действует факультет Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, здесь работают 10 кандидатов наук. Всероссийскую известность имеет Хакасский ботанический сад, где собрано более 800 видов растений из разных уголков нашей страны и зарубежья.

Западная часть района занята лесистыми предгорьями Кузнецкого Алатау и очень слабо заселена. Основной вид хозяйственной деятельности в этом регионе — лесоводство. Старейшее предприятие отрасли — ОАО «Уйбатский леспромхоз». Он основан в 1936 году и обеспечивает значительную долю республиканского выпуска пиломатериалов, энерголеса и, в том числе, «железнодорожной древесины», то есть шпал.

Наконец, не стоит забывать и о том, что Усть-Абаканский район — один из двух (наряду с Алтайским) «пригородных» районов Хакасии. Более половины населения района проживают в пределах агломерации «Большого Абакана». Значительная доля овощеводческой продукции Хакасии выращивается на личных дачных участках абаканцев, расположенных в нашем районе.

— Какую роль в социально-экономической жизни района играет железная дорога?

— У нас восемь железнодорожных станций: Ташеба, Тигей, Хоных (на трассе Абакан - Новокузнецк), Капчалы, Оросительный, Уйбат, Усть-Бирь, Ербинская (на трассе Ачинск - Абакан). Плюс небольшая станция Туманный, находящаяся на границе Усть-Абаканского и Боградского районов. Специализация большинства этих станций — обслуживание пути и транзитных потоков, идущих от Абакана и Черногорска. Обеспечение транзитного сообщения включает в себя пропуск поездов с контрольно-техническим осмотром, пропуск транзитных поездов, подачу, уборку и расстановку вагонов по грузовым фронтам на различные подъездные пути.

— Насколько здесь развита грузовая работа?
 
— Собственную погрузку обеспечивают немногие станции. На Ташебе действует предприятие «Втормет», которое занимается отгрузкой и переработкой металлолома. Там же работает песчано-гравийный карьер, добывающий и перерабатывающий гравийно-песчаную смесь.

Некогда значительные объёмы погрузки обеспечивала станция Усть-Бирь, бывшая столицей лесных перевозок Хакасии. Любопытно, что высоким был не только уровень поставок леса на перерабатывающие предприятия Красноярского края, но и уровень внутрирайонных перевозок — из Усть-Биря на лесоперевалочный комбинат в Усть-Абакане. Однако экономический кризис 1990-х годов сильно ударил по этому сектору экономики района, который лишь сейчас начинает восстанавливаться.

Особое положение среди станций занимает Ербинская. У этого узла есть чёткое назначение — обслуживание транспортных потоков Сорска, столицы хакасской цветной металлургии. Этот город административно является городом республиканского подчинения, но расположен на территории Усть-

Абаканского района. Всё транспортное сообщение из Сорска - на Абакан, Черногорск, Красноярск - идёт через посёлок Ербинский и его железнодорожную станцию.

Промышленные перевозки восточной части района, в том числе и из райцентра, осуществляются в основном через станцию Черногорские Копи. От неё в Усть-Абакан вели несколько подъездных путей. Сейчас большинство из них не функционируют либо вовсе разобраны. Это связано с тем, что крупнейшие промышленные предприятия райцентра - гидролизный завод и лесоперевалочный комбинат - прекратили производство либо снизили его до минимума. В действующем состоянии находится лишь принадлежащая аэропорту линия, ведущая от Черногорских копей к нефтебазе.

— А как идут дела в пассажирском комплексе?

— В этой сфере несколько иная ситуация. Нельзя не отметить, что линия Ачинск - Абакан (в том её участке, который проходит по территории Усть-Абаканского района) минует самые плотнонаселённые территории. Из двенадцати крупнейших посёлков района лишь один Усть-Бюр расположен на железнодорожной трассе. Остальные находятся либо в удалении на 5-10 километров, либо вовсе в стороне от каких-либо рельсовых путей, включая и райцентр, в котором проживает более трети населения района. Поэтому подавляющая доля пассажирских перевозок в районе сейчас обеспечивается автомобильным транспортом. Железнодорожные пассажирские перевозки в районе (исключая транзитные) полностью осуществляются общими вагонами поезда Абакан - Ачинск - Красноярск, Абакан - Новокузнецк и электропоездами, соединяющими центр республики с Аскизом и Абазой.

— Каковы перспективы развития железнодорожного сообщения в районе?

— В первую очередь они связаны с уже упоминавшейся возможностью использования транзитного потенциала района. С развитием экономики региона и ростом транспортных перевозок будет возрастать нагрузка на оба железнодорожных участка, проходящих по нашей территории. Более того, точкой роста является транспортная развязка между ходами Ачинск - Абакан и Новокузнецк - Абакан. Этот перекрёсток сейчас обслуживается тремя станциями (Оросительный, Хоных и Тигей). Развитие грузовых перевозок между южными регионами Кемеровской области и Красноярским краем (например, маршрут Новокузнецк - Красноярск, широко востребованный уже сейчас) положительно скажется на развитии этих станций, приобретении ими статуса транспортных узлов межрегионального значения.

Не стоит забывать и о внутренних ресурсах повышения грузооборота. Программа социально-экономического развития Усть-Абаканского района предусматривает сохранение сельскохозяйственной ориентации. Восточная часть района богата углем. Не зря именно на этих землях из маленькой деревни за тридцать лет развился угледобывающий гигант Черногорск. На территории Усть-Абаканского района есть месторождения баритов, золота, молибдена, район богат материалами, используемыми в строительной промышленности - известняком, гипсом. Плюс ещё и в том, что транспортная инфраструктура района уже достаточно развита и нет необходимости в прокладке новых линий. Имеющиеся трассы вполне способны справиться с дополнительной нагрузкой, а так как значительная часть разведанных месторождений находится в зоне тяготения нашего участка железнодорожной трассы Ачинск - Абакан, то можно говорить о том, что развитие добывающей промышленности даст импульс развитию пристанционных посёлков района.



Усть-Абаканский район образован в 1924 году. Его территория входит в наиболее развитый Центральный экономический район республики и лежит в узле основных транспортных связей Хакасии.
Площадь — 8,8 тыс. кв.км (второе место среди регионов Хакасии после Таштыпского района). Это чуть меньше территории Ямайки и Ливана, но в три раза больше Люксембурга.
Райцентр Усть-Абакан расположен на р. Енисей. Был основан в 1909 г. Первые названия: улус Подкунье и улус Аскировский.
В населённых пунктах района живёт 39,4 тыс. человек. В районе проживают представители более 26 национальностей.



Виктор РЯБЧЕВСКИЙ
Родился в 1953 году в Усть-Абакане. Инженер, окончил Красноярский политехнический институт по специальности «Теплоэнергетические станции». Работал в Сорске и Усть-Абакане в органах внутренних дел, на комсомольских и партийных должностях. Был последним секретарём Усть-Абаканского райкома КПСС, упразднённого в 1991 году.
С октября 2006 года — глава администрации Усть-Абаканского района.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30