30 мая 2020 11:53

30 мая 2020 11:53

С юбилеем, Красноярск!

Столица Красноярской железной дороги 12 июня отмечает не только День России, но и День города. Красноярску исполнилось 380 лет. До конца XIX века Красноярск оставался небольшим поселением. Судьбу города решительно переломила Транссибирская магистраль. После постройки Транссиба от берегов Енисея можно было добраться до Петербурга или Парижа менее чем за месяц. Объёмы внешних грузоперевозок Енисейской губернии за несколько лет выросли в пять с лишним раз. Красноярск заполонили европейские товары, а жители Москвы и Киева смогли лакомиться енисейской рыбой и кедровыми орехами.

Столица Красноярской железной дороги 12 июня отмечает не только День России, но и День города. Красноярску исполнилось 380 лет.


ПОРТНЫЕ ИЗ ПАЛЕОЛИТА 

alt

Двадцать тысяч лет назад обитатели Афонтовой горы не знали железа, но умели довольно искусно шить одежду.

В истории города до сих пор остаётся немало белых пятен. Но достоверно известно, что первые поселения возникли здесь задолго до прихода Андрея Дубенского.

 А точнее, около двадцати тысяч лет назад. В то время на месте нынешнего города располагалась тундра, бродили мамонты и было весьма холодно.

 

 Первые красноярские "новосёлы" ещё не умели пользоваться железом. Самым продвинутым изобретением на то время были костяные иголки (более того, именно в бассейне Енисея homo sapiens впервые прошли "курсы кройки и шитья" - здесь обнаружены древнейшие в мире предметы одежды).

 Жили аборигены на Афонтовой горе, давшей название одноимённой археологической культуре, в пещерах, которые благополучно существуют и сегодня. Их можно видеть, например, с перрона станции Красноярские Столбы на другом берегу Енисея.

 

 Енисейская котловина оставалась популярным местом обитания и в более позднее время. В начале нашей эры здесь проживали рыжеволосые и синеглазые европеоиды. Территория современного Центрального района города тогда вся была заполнена низкорослым дремучим лесом, а вот на правом берегу располагалась вполне уютная лесостепь, где кочевникам было удобно пасти скот. Их стойбища обнаружены по всей территории нынешнего мегаполиса - от пригородной Овсянки (родины писателя Виктора Астафьева) вплоть до КрАЗа.

В устье речки Базаиха находился даже небольшой городок, развалины которого были обнаружены в XIX веке. Это поселение можно считать ещё одной отправной точкой существования Красноярска.

 

ГДЕ "ЗЕМЛЯ КРАСНОГО ЯРА"?

С речкой Базаиха связан ещё один исторический курьёз.

 Когда в XVII веке на Енисее появились первые казаки, то на вопрос, как называется эта местность, коренные жители ответили: "Кзыл-Чар" (то есть "земля красного яра").

 Предводитель дружины Андрей Дубенский прилежно записал это название в свой дневник и основанный им острог назвал Красноярским, не зная, что настоящий Красный Яр располагался совсем на другом берегу Енисея за десять километров от острога.

 Подавляющее большинство красноярцев и сегодня ошибочно считают, что Красный Яр - это Покровская гора, рядом с которой был выстроен острог Дубенского. Основания к такому заблуждению имеются: почва здесь имеет красноватый оттенок, вызванный присутствием окислов железа.

Впрочем, Покровская гора заняла своё место в истории вполне заслуженно. Именно здесь возведена часовня Параскевы Пятницы, ставшая символом нашего города.

 

ОТКРЫТИЕ СИБИРИ

До конца XIX века Красноярск оставался небольшим поселением. Судьбу города решительно переломила Транссибирская магистраль.

После постройки Транссиба от берегов Енисея можно было добраться до Петербурга или Парижа менее чем за месяц. Объёмы внешних грузоперевозок Енисейской губернии за несколько лет выросли в пять с лишним раз. Красноярск заполонили европейские товары, а жители Москвы и Киева смогли лакомиться енисейской рыбой и кедровыми орехами. Сибирь вошла в моду: в крупнейших галереях мира проходили триумфальные экспозиции её древних артефактов.

Менялась и сама Сибирь. Десятки и сотни тысяч переселенцев отправлялись сюда по железной дороге. За первые двадцать лет существования Транссиба население Красноярска выросло с 26 до 70 тысяч человек. Город быстро развивался: здесь появились синематограф, фабрика деликатесов и даже собственный журнал мод...

 

В ПОИСКАХ ДНЯ РОЖДЕНИЯ

alt

Первый указ о праздновании Дня города администрация Красноярска издала ещё в начале ХХ века.

 Точная дата основания губернской столицы была неизвестна. Но историки всё же подсчитали, что наиболее достоверной точкой отсчёта можно считать дату закладки сруба первого русского здания - 18 августа 1628 года. Однако данное число оказалось для празднования дня рождения города не совсем удобным. Поэтому праздник почти целый век был "кочующим" и отмечался в Красноярске в разные годы то в июне, то в сентябре. В последнее время городская администрация нашла для него наиболее удобную нишу, совместив с Днём России. Несмотря на всю условность этой даты, день 12 июня стал в Красноярске одним из любимых народом праздников.


 Уже почти десять лет жители столицы края в День города участвуют в праздничном шествии. Красноярский карнавал самый северный в Азии. Он включён в каталог крупнейших ежегодных торжеств, который издаётся в бразильском городе Байя-да-Салвадор. В прошлом году участие в этом действе приняли более 60 тысяч человек.

Одной из постоянных участниц карнавала стала колонна железнодорожников. И уже несколько лет подряд представители Красноярской магистрали становятся победителями в конкурсе костюмов среди коллективов Железнодорожного района.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31