Замысел спектакля у Надежды Панковой, режиссёра театра "Skena", родился в поезде, когда она ехала в Москву. Где-то под Омском обнаружила на столике в купе измученную дорогой "Роман-газету", переходящую от одного пассажира к другому. В журнале была повесть Василя Быкова "Пойти и не вернуться". Зачиталась. На подъезде к Тюмени решила: боготольская молодёжь и ветераны непременно должны увидеть эту историю на сцене."/> Предательство, побеждённое любовью | Красноярский железнодорожник | Газета от 20080516 | 15 полоса
15 августа 2020 08:40

15 августа 2020 08:40

Предательство, побеждённое любовью

Более 140 зрителей - ветеранов и молодёжи - посетили премьеру спектакля о войне "Пойти и не вернуться", состоявшуюся в Боготольском ДК железнодорожников.
Замысел спектакля у Надежды Панковой, режиссёра театра "Skena", родился в поезде, когда она ехала в Москву. Где-то под Омском обнаружила на столике в купе измученную дорогой "Роман-газету", переходящую от одного пассажира к другому. В журнале была повесть Василя Быкова "Пойти и не вернуться". Зачиталась. На подъезде к Тюмени решила: боготольская молодёжь и ветераны непременно должны увидеть эту историю на сцене.

Замысел спектакля у Надежды Панковой, режиссёра театра "Skena", родился в поезде, когда она ехала в Москву. Где-то под Омском обнаружила на столике в купе измученную дорогой "Роман-газету", переходящую от одного пассажира к другому. В журнале была повесть Василя Быкова "Пойти и не вернуться". Зачиталась. На подъезде к Тюмени решила: боготольская молодёжь и ветераны непременно должны увидеть эту историю на сцене.


 У молодой актрисы Ксении Зольцевой - первое серьёзное испытание. Девушка пришла в театр "Skena" недавно и сразу заявила: "Мне нужна только главная роль". Такая дерзость поначалу рассмешила режиссёра. Но, оценив трудолюбие и усердие девчонки, Надежда Борисовна стала работать над пластикой, дикцией, эмоциями будущей актрисы - и вот на сцене появляется образ отчаянной белорусской партизанки Зоськи Нарейко.

 Актёр Александр Носырев, играющий Антона Голубина - товарища Зоськи по отряду, более опытен, хоть и немногим старше своей партнёрши. Нелегко парню из XXI века давалась роль боевого партизана, повидавшего голод и смерть. Однако юность персонажей не помешала драматургии, наоборот, придала истории искренность и достоверность.

 

 Главный режиссёр Московского областного драмтеатра имени А.Н. Островского Валентин Варецкий, который ставил спектакль по этому роману на родине Василя Быкова в белорусском театре, однажды заметил: "В этой постановке я работал в основном с молодыми артистами, тем не менее на международном фестивале "Славянские театральные встречи" она получила Гран-при. Лично мне очень помогает работа с молодёжью: не бывает идеальных поколений, но сегодняшняя молодёжь освобождена от наших вчерашних комплексов, социальных тормозов..."

 В боготольской постановке нет батальных сцен и парадных, выхолощенных образов. Конфликты и трагизм времени, героика, природа - всё внутри каждого персонажа, всё жёстко и психологически достоверно.

 

 Зима 43-го. Зося получила ответственное задание от командира отряда: перейти Неман и в деревне, захваченной фашистами, разузнать о судьбе пропавшей разведгруппы.

 Безоружная, с поддельным "аусвайсом", она отправилась в путь через мрачный и холодный лес. Её догоняет товарищ по отряду Антон и говорит, что отправлен Зоське на подмогу. Потом, в заброшенной землянке, где они решили переждать ночь, он признается ей в любви и в том, что отправился за любимой самовольно, поскольку не мог отпустить её одну на опасное задание. И тогда это были искренние слова. Но страх позднее сломает и его веру в любовь, и само чувство.

 Связи с фронтом у партизан не было, и Антона давно одолевали пораженческие мысли: рано или поздно Сталинград возьмут немцы, в войне победят фашисты...

 

 Эти раздумья подточили его волю. Антон малодушничает и предлагает девушке прийти в деревню, сдаться полицаям и жить "под немцем".

 Но юная Зося верит: в этой войне нет другого выхода, кроме как выстоять и победить. Иначе жизнь теряет всякий смысл. Она решительно отказывается от предложения струсившего товарища.

 - Я предатель? Да я просто люблю тебя! - яростно кричит Антон смотрящей мимо него в пустоту Зоське.

 - Нет, ты предатель, - угрожающе шепчут ветераны из зала, чувства которых явно затронула игра актёров.

 

 Боготолец Александр Маркович Усков на войну попал в феврале 42 года. Пехотинец, трижды ранен... Ветеран возмущён поведением Голубина и говорит, что такого во время войны не прощали. Юная партизанка, тем не менее, прощает Антона, отпуская его с миром. Но у того обратного пути уже нет: логика событий заставляет его стрелять во вчерашнюю любимую - свидетельницу предательства. Антон пытается оправдать себя перед судом собственной совести: "Зоська, Зоська, Зоська, Зоська... Я не хотел. Это всё война..." Он думает: "Никто ничего не видел, значит, ничего и не было".

 - Небо видело, земля видела и снег видел.

Ветераны смотрели, как зачарованные, многие плакали, а значит, верили: любовь всё равно победит...

Роман Винокуров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31