История джаза в России сложна и неоднозначна.
В 1920-е годы он, как новая форма искусства, был "революционным" и "пролетарским". В 30-е джаз ушёл в сферу эстрадного масскульта. В 50-е лидер СССР Никита Хрущёв возглавил движение против "формализма" и альтернативных видов искусств, назвав джаз "музыкой для толстых", не подозревая, что в андеграунде джаз вызреет и станет поистине элитарным видом музыки. Джаз живёт там, где его не толь"/> Две ночи, полные огня | Красноярский железнодорожник | Газета от 20080509 | 1 полоса
04 июня 2020 18:59

04 июня 2020 18:59

Две ночи, полные огня

В выставочном центре "Сибирь" прошёл большой интернациональный фестиваль джазовой музыки "Jazz - night над Енисеем".
История джаза в России сложна и неоднозначна.
В 1920-е годы он, как новая форма искусства, был "революционным" и "пролетарским". В 30-е джаз ушёл в сферу эстрадного масскульта. В 50-е лидер СССР Никита Хрущёв возглавил движение против "формализма" и альтернативных видов искусств, назвав джаз "музыкой для толстых", не подозревая, что в андеграунде джаз вызреет и станет поистине элитарным видом музыки. Джаз живёт там, где его не толь

В выставочном центре "Сибирь" прошёл большой интернациональный фестиваль джазовой музыки "Jazz - night над Енисеем". История джаза в России сложна и неоднозначна.


 В 1920-е годы он, как новая форма искусства, был "революционным" и "пролетарским". В 30-е джаз ушёл в сферу эстрадного масскульта. В 50-е лидер СССР Никита Хрущёв возглавил движение против "формализма" и альтернативных видов искусств, назвав джаз "музыкой для толстых", не подозревая, что в андеграунде джаз вызреет и станет поистине элитарным видом музыки. Джаз живёт там, где его не только слушают, но и играют. В наших краях его стали играть только в 1970-х.

 Немногие теперь знают, что джазовая музыка в Красноярске зародилась в лоне железнодорожного культурного пространства. 29 лет назад первый джазовый концерт прошёл в ДК железнодорожников им. Карла Либкнехта. Большую роль в популяризации этой музыки играл и играет журналист Владимир Василенко, много лет проработавший в "Красноярском железнодорожнике".

 Открывая очередной джаз-фест, Владимир Семёнович обратил внимание на то, что количество любителей джаза в Красноярске резко выросло в последние годы, что является несомненным знаком культурного роста нашего региона.

 

 Концертную программу фестиваля открыла красноярская певица (и крупный джазовый промоутер города) Вероника Махотина, исполнившая такие стандарты, как "Колыбельная для Клары" (Summertime) из оперы "Порги и Бесс" и My Funny Valentine под аккомпанемент мини-бэнда Игоря Дадаяна. Своими выступлениями отметились все красноярские коллективы, играющие джазовую музыку. Популярные джазовые темы подхватила московская звезда Мариам, которой аккомпанировал всемирно известный маэстро Игорь Бриль. Отдельно стоит отметить качественный прорыв рок-фьюжн группы из Красноярска "Океаниды" с чудесным вокалом Маши Покровской. Рок-коллектив, "слишком умный" и сложный для подростковой аудитории, наконец нашёл своего слушателя - любителя джаза.

 

 На фоне нарочитой "клубности" атмосферы очень удачно "выстрелил" симфонически-огромный (около 30 человек) духовой оркестр Правительства Республики Тыва под управлением Тимура Дулуша. Тувинские саксофонисты, трубачи, тромбонисты, флейтисты с большим драйвом отыграли поппури из знаковых рок-мелодий - от подзабытого боевика Rock Around the Clock Билла Хейли до хрестоматийной Smoke on the Water группы "Дип пёрпл". "На закуску" вокалистка оркестра спела "первый русский рок-н-ролл" - песню "Эй, моряк, ты слишком долго плавал" из кинофильма "Человек-амфибия". Тувинцы, что называется, зажигали по полной; зрители разных возрастов лихо отплясывали в проходах и прямо на своих местах.

 Здесь необходимо отметить, что в городе появился новый полноценный концертный зал: один из выставочных павильонов "Сибири" словно создан для роскошных по звуковому и световому оформлению, а также по уюту и мультифункциональности представлений. В перерывах интеллектуальная элита Красноярья отдыхала "по-питерски" - красиво и "буржуазно": перекусывала в буфете, попивала коньяк, покуривала сигары и трубку (Владимир Василенко), играла на "джаз-доллары" на рулетке, фотографировалась возле ретромобиля, который застал ещё эру восхождения джаза над Европой.

 

 Элементы лаунж-джаза, латино-джаза и джаз-рока органично сплелись в выступлении международного сессионного коллектива Syndicate, в котором играют американцы, русские, немцы, а хрупкая и очаровательная вокалистка Сантра Руссо представляет Португалию. Ещё одной жемчужиной фестиваля стали сеты москвича Сергея Манукяна, пианиста и вокалиста, работающего в манере, похожей на ту, в которой выступал Рэй Чарльз. Города России были заявлены коллективами и исполнителями из Хабаровска, Воронежа, Абакана.

На две ночи подряд Красноярск превратился в одну из джазовых столиц России. Надеемся, что следующий праздник этой "элитарной" музыки в Красноярске будет ещё красочнее. А за респектабельность и так переживать не стоит: "буржуазный" Красноярск богат, энергичен, имеет свой стиль и напоминает чем-то американского бизнесмена из 1920-х.

Роман Кайгородов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30