"/> Вокзал не для двоих | Красноярский железнодорожник | Газета от 20080509 | 1 полоса
09 августа 2020 05:03

09 августа 2020 05:03

Вокзал не для двоих

По одной из версий, злобинский виадук попал в кадр к самому Эльдару Рязанову.
В канун 110-летия нашей дороги корреспонденты "КЖ" решили навестить все её сто десятые "верстовые столбы". Рубрику открывает 4110-й километр Транссиба - станция Злобино, которой уже в этом году исполняется 110 лет: выходит, официально она даже старше Красноярской дороги.

В канун 110-летия нашей дороги корреспонденты "КЖ" решили навестить все её сто десятые "верстовые столбы". Рубрику открывает 4110-й километр Транссиба - станция Злобино, которой уже в этом году исполняется 110 лет: выходит, официально она даже старше Красноярской дороги.


СТАРЫЙ ПОРТРЕТ

 Станция названа в честь купца-мецената Злобина. Подсчитано, что за всю свою историю здешний вокзал распахнул двери для 200 миллионов пассажиров. На самом деле, зданий вокзалов на станции было целых три. Самый первый - деревянный, с печным отоплением и надворными хозяйственными постройками - открыли в 1898 году. В архивах сохранились чёрно-белые фотографии тех лет, с помощью которых злобинцы создали акварельный "портрет" старого здания. Этот рисунок сейчас украшает архивный альбом, собранный Верой Марсовой, которая 10 лет проработала начальником вокзала.

 Педагог по образованию, она пришла на железную дорогу волею случая: проводила сестру на вокзале и задумалась о чём-то, глядя в окно. К ней подошла помощница начальника вокзала и сказала невзначай, что в штат требуется ещё один дежурный помощник. Веру "зацепило", и с тех пор её жизнь прочно связана с вокзалом. Ну, а когда она перешла на профсоюзную должность, стало больше свободного времени для подробного изучения истории.


 Сведения о работниках, документы, фотографии, рассказы очевидцев - всё это хранится теперь в огромном альбоме. В нём отмечены все вехи в истории вторых по значимости железнодорожных ворот города.

 Первую "реинкарнацию" вокзал на станции Злобино пережил в 1941 году: на месте дощатого строения выстроили новое, насыпное. Первым начальником обновлённого вокзала стал легендарный лётчик-фронтовик Николай Бронский. В годы Великой Отечественной на злобинские пути прибывали поезда с оборудованием, ранеными бойцами, эвакуированными жителями обеих столиц и беженцами с оккупированных территорий. Железнодорожники помогали невольным гостям разместиться в незнакомом месте. В те годы прямо от привокзальной площади начинался целый квартал землянок и бараков.

 - А с какой радостью, - говорит Вера Марсова, - после войны встречали в Злобино эшелоны с демобилизованными бойцами!

 

С "ЦАПЛЕЙ" В РУКАХ

 Воспоминания ветеранов о послевоенных годах работы вокзала тоже зафиксированы в альбоме Веры Владимировны. Кого-то из этих людей уже нет в живых, но память о них останется на тяжёлых страницах в бордовом переплёте альбома, который я держу в руках.

 Лилия Шеина работала в пятидесятые билетным кассиром. Вспоминает, как вручную выписывала картонные билеты, сверяясь с маршрутными указателями. У диспетчера находился журнал с таблицами, из которых можно было узнать о наличии свободных мест. Не перепутать всё это - адский труд.

 Другая страница. Ольга Сивко пришла на железную дорогу прямиком с фронта: во время войны с Германией и Японией она была наводчиком артиллерийских орудий. В мирное время работала на Дальнем Востоке, а в 1960 году перевелась на станцию Злобино, в билетные кассиры. Ветеран вспоминает гигантские ручные компостеры, прозванные "цаплями" из-за их нелепой формы. Один такой компостер долго хранился на станции, но был потерян при ремонте.


 В 1958-м выстроили третью "версию" вокзала, уже из кирпича. Самая старшая сотрудница из всех, кто "прописан" в архиве Веры Марсовой, - Полина Курбацкая, 1918 года рождения. Она вспоминает, что в те годы вокзал набирал обороты: открылся ресторан, кассы из маленькой комнатушки переехали в отдельный сектор, да и привокзальную площадь облагородили "ландшафтным дизайном".

 Были времена, когда на станции Злобино "тормозил" единственный поезд. Зато с началом последней реконструкции Красноярского вокзала для Злобино пробил звёздный час: здесь останавливались абсолютно все пассажирские составы.

 Кстати, по словам сотрудников станции, злобинский виадук попал в кадр популярного фильма "Вокзал для двоих" режиссёра Эльдара Рязанова.

 

КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО

 В 80-е годы прошлого века здешний вокзал был признан лучшим на Красноярском отделении дороги (по качеству услуг и количеству обслуживаемых пассажиров). Об этих успехах свидетельствует Красное знамя - исторический символ победы в производственных соревнованиях. (Показатель "количество пассажиров" вокзалу помогли обеспечить рабочие многочисленных предприятий на правом берегу Енисея).

 В следующее десятилетие, несмотря на финансовый кризис, начальник вокзала Вера Марсова и главный инженер пассажирской службы Юрий Мокров снова взялись за реконструкцию, ведь в 1998-м вокзалу предстояло отметить вековой юбилей. Стены укрепили бетонным раствором, а фундамент - сотней бетонных кассет. На одном из осмотров Вере Владимировне объявили благодарность "за образцовое содержание вокзала в особо трудных финансовых условиях". Позже Вера Марсова была награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" второй степени.


 Красноярцы и гости города часто фотографировались на фоне красавца-вокзала, фасад которого был оформлен в аристократичных серых тонах по специальному проекту главного архитектора Красноярска. Как-то раз пассажир, прибывший из Карабулы, даже паниковать начал: "Где я? Это точно станция Злобино? Три года назад здесь такого дворца не было!".

В альбоме Веры Марсовой - большая жизнь маленькой станции: субботники, конкурсы, награждения - будни и праздники... Ещё через 100 лет эти любительские снимки и воспоминания станут седой историей. Возможно, студенты-архитекторы XXII века с увлечением будут рассматривать наглядную эволюцию злобинского вокзала: от деревянного с печной трубой до современного им, построенного с применением каких-нибудь нано-технологий.

Дарья Максименко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31