"/> Глобализация по-сибирски | Красноярский железнодорожник | Газета от 20080502 | 1 полоса
30 мая 2020 20:54

30 мая 2020 20:54

Глобализация по-сибирски

Всё ближе юбилейная для Красноярской дороги дата - 110-летие магистрали.
Вообще сказать, что строительство Транссиба изменило жизнь сибиряков, - значит не сказать ничего. Не зря иностранные журналисты называли эту дорогу "стройкой века" и сравнивали её по значению с Суэцким каналом и даже с открытием Америки. Достаточно отметить, что всего за четыре года после начала движения по Транссибу в Сибирь из европейской части России переселилось более миллиона человек.

Мы уже публиковали ряд статей, посвящённых истории строительства Транссиба, и в сегодняшнем выпуске исторической странички отойдём от "инженерной ретроспективы". Расскажем о другом - про то, как изменилась жизнь в красноярских окрестностях и Сибири в целом после появления железной дороги.


Вообще сказать, что строительство Транссиба изменило жизнь сибиряков, - значит не сказать ничего. Не зря иностранные журналисты называли эту дорогу "стройкой века" и сравнивали её по значению с Суэцким каналом и даже с открытием Америки. Достаточно отметить, что всего за четыре года после начала движения по Транссибу в Сибирь из европейской части России переселилось более миллиона человек.

Остановимся на нескольких деталях и фактах этого, можно сказать, глобального процесса.

 

ВЕЛИКОЕ  ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

 Появились новые профессии, на улицах стал слышен говор на новых языках. Например, перепись населения, прошедшая в Енисейской губернии в начале ХХ века, выявила, что в Красноярске проживают, среди прочих, полтора десятка итальянцев и даже один португалец. Этому факту посвятил специальную заметку "Красноярец" (местная газета тех лет). По его данным, численность "менее экзотических" народов типа французов и немцев зашкаливала в городе за сотню (кстати, сейчас во всём нашем крае проживает лишь один этнический француз).

 

 Усиленно начали развиваться придорожные города. Признаком элитного статуса для сибирского "полиса" тех лет стал синематограф. Если в городе не было кинотеатра, он считался захудалым. Для маленьких городков, впрочем, было доступным развлечение менее масштабное, но столь же модное - фотография. В 1900 году в губернии лишь шесть городов имели собственный фотографический салон. Седьмым членом "фотографического клуба" неожиданно стала неприметная доселе деревушка Илань, немедленно тем самым повысившая свой статус. И опять-таки благодаря железной дороге: в Иланском как раз тогда были построены оборотное депо и дорожные мастерские. Соответственно, начался приток народа, посёлок за несколько лет превратился в небольшой город. А вскоре открылась и аптека, и книжный павильончик, и даже дамский салон, не говоря уже о вышеупомянутом фотографическом.

 

"СРАЗУ ВСЕХ ОН СЕДОКОВ ОКОЛДОВАЛ"

 Одними из немногих, кто был недоволен транспортной революцией, стали, конечно, ямщики. Их промысел с открытием постоянного пассажирского движения по Транссибу начал приходить в упадок. В борьбе с новым видом транспорта междугородные извозчики испытали разные способы и приёмы. Пробовали демпинговать, снижая цены, использовали чёрный пиар, запуская "утку" о том, что вояжи на поездах губительны для здоровья: и суставно-позвоночная система вроде как расшатывается, и слух портится от постоянного стука, и умственные способности слабеют. Самое же главное - считалось, что паровозный дым плохо влияет на цвет женского лица. Байка эта всерьёз ходила по Сибири несколько лет. Однако извозному промыслу она помочь была не в силах. Часть ямщиков тогда переквалифицировалась на внутригородские поездки, большинство же... поступило работать на дорогу. Кстати, основателями многих железнодорожных династий в наших краях стали именно бывшие ямщики.

 

ЛОКОМОТИВ  ТОРГОВЛИ

 Пришлось перестраиваться и разного рода коммерсантам. Раньше при удачном раскладе можно было сколотить целое состояние: съездил за Урал, закупил партию галантереи-бижутерии и втридорога перепродал в Красноярске. С введением железнодорожного сообщения цены в городе - невиданное дело! - упали. Как на продовольствие, так и на многое другое, что раньше ввозилось издалека: ткани, инструменты... Опять же, появилась возможность экспортировать в Европу скоропортящиеся продукты: поехали с Енисея на запад рыба, икра, масло и мясо.

 

 В начале века на Транссибе появился новый экономический типаж - мелкооптовый торговец-коммивояжёр, своего рода челнок. Накупив полвагона товара в Красноярске, он вёз его куда-нибудь в Канск и наживался на разнице цен. В губернии началась своеобразная глобализация: впервые в провинциальных магазинах появились броские вывески "Канский хлеб", "Филимоновское молоко"...

 Кстати, главными "супермаркетами" в дорожных городах неожиданно стали вокзальные буфеты. Здесь был самый широкий выбор снеди, а должность буфетчика считалась очень престижной. Дошло до того, что руководство дороги было вынуждено обязать следить за деятельностью буфетов начальников станций. Они не только расписывались под ассортиментными листами, но и обязаны были назначать цены(!) на различные блюда.

 

Тогда же появились и знакомые нам всем дачи-огородики: каждому прибывшему в Сибирь работнику дорога выделяла земельный надел под огород. И надо сказать, в те годы власти были щедрее: давали дачникам не шесть соток, а до трети гектара.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31