02 июня 2020 14:35

02 июня 2020 14:35

Каштан под сибирским солнцем

Станция с летним солнечным названием, расположенная на главном ходу Транссиба, имеет древнюю историю.
Рядом с вокзалом здесь стоит кирпичный шедевр архитектуры с элементами готики - водонапорная башня 1901 года постройки. А первые поселенцы появились в этих местах и того раньше...

Рядом с вокзалом здесь стоит кирпичный шедевр архитектуры с элементами готики - водонапорная башня 1901 года постройки. А первые поселенцы появились в этих местах и того раньше...


alt

ПОЛЬСКИЕ КОРНИ

 В конце XIX века через эти места пролегал путь ссыльных поляков. Любимая всеми местными жителями легенда гласит, что некто пан Каштановский по дороге из Европы стал настолько слаб здоровьем, что его решили оставить, не доехав до ближайшего села Большая Косуль. Семья Каштановского оказалась мастеровитой и поставила избушку: на фундамент пошли брёвна из крепкой лиственницы, стены возвели из сосны, а печь собрали из камней. Сейчас на месте этой избушки стоит новый вокзал.

 Когда началась проектировка Транссиба, сюда приехали инженеры и царские чиновники. Место представилось удобным: стройматериалы возить издалека не было нужды, рабочих приглашали из соседних деревень. И крестьяне охотно шли на железную дорогу, потому что здесь платили деньги и снабжали продуктами. Очевидно, тогда и зародились первые железнодорожные династии станции Каштан.

 

ДИНАСТИЯ

 Начальник станции Надежда Торопцева представила корреспонденту "КЖ" коренных каштанцев Юрия и Галину Балакиных.

 Все предки Балакиных работали на магистрали, а Юрий Георгиевич даже на свет появился "на рельсах". По-другому и быть не могло, если мама - монтёр пути. Такому мальцу "на роду написано" продолжать дело родителей. В 15 лет он пошёл помогать путейцам да так прикипел к работе, что 43 года ходил по перегону в должности дорожного мастера.

 Невесту тоже на родной станции присмотрел. В конце пятидесятых центром культурной жизни в Каштане (а заодно и лучшим местом для поиска второй половинки) был клуб. И вот Юрий, солидный парень, отслуживший в армии, пришёл на танцы. Смотрит: все отплясывают, а в уголке сидит одиноко девчонка молоденькая.

 

 - Зелень такая! - с нежностью вспоминает Юрий Георгиевич. - Думал, на такую маленькую внимания не обращу, а ведь запала в душу!

 Повстречались они в январе, а в феврале решительный железнодорожник уже направился просить руки Галины. Будущий свёкор сразу привлёк невестку на фронт железнодорожных работ: записал в дежурные по станции. В итоге "зелёная невеста" принесла в железнодорожную копилку династии ещё 39 лет стажа.

 Сейчас Галина и Юрий на инвалидности: нянчатся с внуком, потому что садик в Каштане уже несколько лет закрыт. Ромка - "мущина" серьёзный, увлечён компьютерными играми и отечественной мультипликацией, о железной дороге пока не задумывается.

 

МОЛОДЁЖНЫЕ ПРОГРАММЫ

 Несмотря на то, что даже школа находится в соседнем посёлке Большая Косуль, молодёжи и детей в Каштане немало. Не боятся создавать семьи, корни пускать, причём, как правило, "каштановцы" женятся на "каштаночках", словно стремясь сохранить и приумножить давние традиции этого необычного сибирского местечка.

 Работу молодые находят, конечно же, на железной дороге: хочешь - на контактника выучись, хочешь - на путейца или движенца. А можно на нефтеперекачку пойти (имеется здесь такое предприятие, филиал Омского нефтеперерабатывающего завода).

 Местные жители с гордостью рассказывают, что в посёлке строится новая улица с благоустроенными домами. Есть и клуб, в котором проходят концерты для детей и взрослых, два кафе, много магазинов и главное - библиотека.

 

 Хранительница легенд Светлана Яковлева сейчас на пенсии и дело своё передала новому поколению, но по-прежнему остаётся "повелительницей книг". В её хозяйстве можно найти специальный стеллаж по железнодорожной тематике, которому студенты не устают удивляться: даже в краевой библиотеке таких раритетов не сыщешь. Только вот помещение маловато для хранения этих сокровищ, посему частенько книги приходится отписывать в райцентр. Самым большим спросом пользуется здесь периодика: на газеты и журналы даже очередь возникает, так что Каштан можно смело объявлять самым читающим посёлком края.

 

МЕСТО ВСТРЕЧИ...

 Пока мы беседуем с нынешним библиотекарем Людмилой Сорокиной, в читальный зал приходят ветераны-энергетики Валерий Голев и Владимир Овсянский. Представляются как "дедки, которые по полвека на пару отпахали". Первым делом благодарят дорогу за "поезд здоровья" ("Святитель Лука" недавно дежурил на станции), после садятся у окошка и вспоминают, как работали в давние времена:

 - Современные железнодорожники более грамотные, на рабочих должностях много инженеров молодых трудится. Оно и понятно - техники больше стало. А в наше время средний возраст монтёра был лет 30 - 40: мы ведь на практике всю теорию познавали. Бывало всякое. Однажды "застрявший" на перегоне энергетик, от волков спасаясь, на светофор залез.

 Вот так запросто любой житель может зайти в библиотеку, вспомнить былое, поделиться новостями, взять свежую газету или книжку для души. А Людмила Сорокина тем временем готовит подборку по истории станции Каштан, и воспоминания старожилов ей очень кстати.

 

МАШИНА ВРЕМЕНИ

 В 1961 году в Каштане за железной дорогой обустроили пруд, который, по словам местных жителей, отсвечивает разноцветными огнями. Рыбаки, которые едут из Боготола и соседней Кемеровской области, в сумерках ориентируются по этим отблескам.

 А вот другая картина: густой сосновый лес, на опушке которого стоят всеми забытые, присыпанные последним апрельским снегом мотоциклы. На горизонте красуются живописные каменные развалины. Даже не думая, хватаешь камеру и сквозь серые сугробы пробираешься поближе, чтобы запечатлеть эту красоту в стиле братьев Стругацких.

 Ощущение чего-то мистического не оставляет даже тогда, когда начальник станции Надежда Торопцева объясняет, что "развалины" - это просто заброшенные бани, а "готический замок" - водонапорная башня 1901 года постройки.

По приглашению Надежды Николаевны перемещаемся в современную реальность - на вокзал станции Каштан. Он только что пережил реконструкцию: старое здание отремонтировали и пристроили к нему свежую половинку. Основным элементом фасада (который служит ещё и предметом зависти соседей-движенцев) является кирпичный балкончик. В лютый мороз дежурному не надо выходить на улицу, чтобы встретить поезд. Достаточно просто выйти на балкон.

Дарья Максименко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30