Тем приятнее вспомнить, что у истоков китайской "железки" стояли русские - первую крупную магистраль этой страны строили именно отечественные специалисты. То была Китайская восточная железная дорога (КВЖД), единственный зарубежный участок Транссиба. Она открылась ровно сто пять лет назад - в 1903 году.
"/> Китайская рубашка ближе к tielu | Красноярский железнодорожник | Газета от 20080425 | 12 полоса
02 июня 2020 14:26

02 июня 2020 14:26

Китайская рубашка ближе к tielu

Тие-лю - "железная дорога" по-китайски. Железнодорожная сеть нашего соседа одна из самых крупных в мире.
Тем приятнее вспомнить, что у истоков китайской "железки" стояли русские - первую крупную магистраль этой страны строили именно отечественные специалисты. То была Китайская восточная железная дорога (КВЖД), единственный зарубежный участок Транссиба. Она открылась ровно сто пять лет назад - в 1903 году.

Тие-лю - "железная дорога" по-китайски. Железнодорожная сеть нашего соседа одна из самых крупных в мире.

Тем приятнее вспомнить, что у истоков китайской "железки" стояли русские - первую крупную магистраль этой страны строили именно отечественные специалисты. То была Китайская восточная железная дорога (КВЖД), единственный зарубежный участок Транссиба. Она открылась ровно сто пять лет назад - в 1903 году.

 

ГРУСТНЫЙ ПОЛЁТ ЛЕБЕДЯ

 Дорога прошла через всю северо-восточную провинцию Маньчжурия вплоть до Владивостока с одним южным ответвлением (на Порт-Артур). В то время вся эта территория была очень слабо заселена, и только при прокладке дороги в Маньчжурии стали появляться крупные поселения, главным из которых стал Харбин. Название переводилось с монгольского как "баранья лопатка". Но в 1898 году, когда сюда пришли русские, в селе не было уже ни единого барана. Основным занятием населения была... наркоторговля. Вся территория нынешнего мегаполиса была засеяна опиумным маком. Русские безжалостно уничтожили эти плантации, а на освободившемся месте заложили новый город. Уже к 1910 году в Харбине проживало более ста тысяч человек. Здесь-то и разместили управление дороги.

 Открытие магистрали произошло 1 июля 1903 года - дата, которая до сих пор отмечается Международным транспортным сообществом как день появления кратчайшего пути из Европы в Азию. Торжественность момента несколько смазал этнографический конфуз. Причиной его стал вполне благопристойный пейзаж, украшавший главный зал вокзала, - картина "Грустный полёт лебедя над озером". Так она и висела спокойно на Харбинском вокзале, пока не выяснилось, что при прочтении вслух китайское произношение "грустного полёта" необычайно напоминает некое русское ругательство. В спешном порядке "лебедя" сняли и услали в маньчжурские дали.

 

МАГИЧЕСКОЕ ЧИСЛО "35"

 С 1953 года Китайская восточная железная дорога была передана китайскому правительству и стала называться Харбинской. Сегодня это по-прежнему единственная магистраль в Китае, которая "граничит" с Россией. Здесь находятся два крупнейших рельсовых перехода на востоке нашей страны: Забайкальск - Маньчжурия (в Забайкальском крае, бывшей Читинской области) и Гродеково - Суйфэньхэ (в Приморье). Именно через эти точки в нашу страну попадает большинство товаров, которые мы можем лицезреть на китайских рынках.

 Каждый человек имеет право беспошлинно вывезти из Китая 35 килограммов груза. Это "магическое число" обеспечивает бизнес многих жителей приграничных российских городков, которые работают "помогайками" - переносчиками товара. Представители этого специфического вида деятельности отправляются в Китай, там им вручают гигантскую сумку, с которой они и возвращаются в Россию, сдавая, соответственно, нанимателям в обмен на денежку. За один такой поход наёмнику платят 500 - 1000 рублей. Причём в "помогайки" берут только людей европейской внешности. Бурят, монголов и китайцев на российской таможне безжалостно "шмонают".

 Китайские таможенники необычайно спесивы и надменны. Ещё одна оригинальная деталь этой специфической организации - солдаты в будёновках (!) и толстых зелёных шинелях. Амуницию эту они носят в любое время года, причём возраст её, судя по внешнему виду, может соперничать с египетскими пирамидами.

 

 Зато простые китайцы весьма доброжелательны и гостеприимны. И, что приятно, русский язык остаётся в Поднебесной самым популярным из всех зарубежных. В приграничных районах очень многие "знают русский", то есть могут пусть с кошмарным акцентом, но сказать пару предложений. Вывески в Северном Китае также часто бывают на русском языке. Например, вот такая загадочная надпись украшает один из магазинчиков в городе Хэйхэ:

 

"ЛДФВЫОАЩОФЫВАО О ФЫДВАО ГРА РФ АЙЩПА ЙЛ ГР ФАНР"

 Особенно восхищает в этом таинственном тексте (судя по всему, "содранном" в неправильной кодировке с Интернета) тот факт, что в нём можно-таки разобрать название нашей великой страны - "РФ".

 На китайских вокзалах, если у вас нет с собой словаря или разговорника (обязательно с иероглифами!), никуда вы не попадёте. Даже в крупных городах-миллионниках на вокзалах отсутствуют международные кассы, не говоря уже об электронных справочниках. Зато продаётся расписание поездов по всему Китаю. Стоит оно пять юаней (15 рублей). Юань - это по-китайски просто "деньги". Например, рубль для китайца - это "русский юань". Русский по-китайски звучит несколько неуважительно - "э". Остальным иностранцам тоже не очень повезло: французский - "фэ", английский - "и".

 

 И всё же быть иностранцем на китайском вокзале выгодно: иноземца часто пропускают без очереди.

 Поезда в Китае, как и у нас, отличаются друг от друга номерами. Но есть ещё "привилегированные" составы, у которых в названии стоит буква. Только в них имеются купейные места. Билет в купе даёт относительную гарантию, что вам действительно достанется место в поезде. Остальные билеты преподносят сюрпризы. Например, у китайцев часто нет в вагонах места №4, потому что "четыре" по-китайски звучит так же, как слово "смерть". Однако билеты на них исправно продаются. Сами китайцы смотрят только номер вагона и внутри поезда размещаются по принципу "кто успел, тот присел". Вполне нормально видеть людей, сидящих (и лежащих) в коридоре и между сиденьями. Китайцы любят ездить "зайцами", поэтому проверка билетов начинается в КНР ещё на перроне. Без билета вас не пропустят даже на посадочную платформу. Провожающим приходится покупать специальный "перронный билет" (как в московских электричках).

 

 Ну и ещё одна обязательная деталь вокзала в КНР - кумачовые плакаты и лозунги, приуроченные к какому-либо торжественному дню (их в этой стране великое множество). В частности, сегодня, 25 апреля, в Китае отмечается День читателя.

Кумачовые лозунги и ультрасовременные технологии

На крупных китайских вокзалах яблоку негде упасть

 

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30