01 июня 2020 12:39

01 июня 2020 12:39

Улица-призрак

Улица МПС - очень необыкновенная улица. Здесь есть дома с номерами 27 и 39, причём самих домов на ней не более восемнадцати. А ещё её не отыскать на официальной карте Красноярска...
Многие из тех, кто считает себя старожилами района станции Енисей, даже не знают, что такая улица существует - со стороны Свердловской она спрятана за защитной полосой из кустарников и полувековых тополей, видно её только с енисейского участка Транссиба. А ведь когда-то здесь кипела жизнь...

Она носит название одного из самых влиятельных министерств Советского Союза.

 

путейцы здесь больше не живут...Улица МПС - очень необыкновенная улица. Здесь есть дома с номерами 27 и 39, причём самих домов на ней не более восемнадцати. А ещё её не отыскать на официальной карте Красноярска...

 Многие из тех, кто считает себя старожилами района станции Енисей, даже не знают, что такая улица существует - со стороны Свердловской она спрятана за защитной полосой из кустарников и полувековых тополей, видно её только с енисейского участка Транссиба.

 

 А вот вид изнутри: разбитая грунтовая дорога - колеи, залитые водой, покосившиеся ограды, неживые окна, пожилой (или молодой?) бомж, шатаясь, бежит за угол, завидев человека с фотоаппаратом... Когда-то здесь кипела жизнь. Но вот уже почти 30 лет улицы МПС нет ни на одной городской карте, за исключением служебных карт железной дороги и городской администрации. Уже в 70-е годы новым жителям улицы было трудно прописаться в своих домах - она, согласно Генплану города, подлежала сносу. Однако не видать ей сноса ещё как минимум лет 20...

 

 В 30-е здесь был небольшой путейский посёлок. По этой улочке перед отправлением на фронт ходил молодой железнодорожник Витя Астафьев, будущий классик русской литературы, а тогда учащийся железнодорожного ФЗО. Расстраивалась улица МПС в 50-е, когда рабочим Кировского района стали давать землю под строительство частных домов рядом со служебными домиками и постройками железнодорожников. По некоторым данным, улица берёт своё начало в 1905 году, когда со станции Таёжный сюда был перевезён дом для поселения путейцев, которые обслуживали енисейский околоток. Дом этот под номером 39 до сих пор стоит.

 

Весне на улице МПС не рады: придёт тепло - заблагоухают помойкиНаселение здешнее железнодорожным назвать уже нельзя. Действующих работников дороги, живущих на улице МПС, можно пересчитать по пальцам одной руки. Вымерли почти все ветераны.

 Нашей собеседнице Надежде Машуковой 70 лет. Она не железнодорожница, живёт здесь с 2002 года. Дети (они работают на КрасЖД) перевезли её из Читинской области. Теперь на нашей дороге трудятся уже и внуки Надежды Михайловны.

 - Даже и не знаю, как моих детей угораздило в железнодорожники пойти - от нашей родной Орловки до дороги 35 километров. Но сначала старшая дочь, а потом и младший сын уехали учиться на железнодорожников, получили работу на Красноярской магистрали, а потом привезли и меня - внуков поднимать помогала.

 

 Кто живёт рядом с "железкой", перестаёт воспринимать движение поездов как раздражитель, не замечает их, но на шум одного-единственного поезда реагирует. Просыпается Надежда Михайловна без будильника - первая дивногорская электричка будит пенсионерку: зазвенел, задребезжал чайник на печке - значит, утро. Пора кормить домашнюю живность - дворовую Жучку да молодого котика Ваську - и готовить себе нехитрый завтрак.

 

Будильник бабы Нади стоит на плитеТо, что жизнь в посёлке не обустроена, ветха, бабушку Машукову не напрягает - далеко от дома она не ходит, пенсию на дом приносят, продукты дети покупают. А вот с водой проблема. Водоразборная колонка сломалась уже как несколько лет, Водоканал её не чинит. Жители улицы вывели из-под земли трубу, и теперь каждую зиму - не дай бог перемёрзнуть трубе! - из неё постоянно бежит водица. Она уходит куда-то под землю и, возможно, размывает грунт под домами людей и полотном дороги. По нескольку месяцев коммунальные власти Свердловского района не вывозят мусор. Почтальоны 42-го отделения носить сюда почту тоже не любят, но хоть они исправно несут свою службу.

Беды жителей "аула МПС-стрит" начались, когда дорога передала свой жилой фонд муниципалитету. Дистанция гражданских сооружений дороги ещё наводила здесь порядок, а городские власти на трудности жителей вообще закрыли глаза - всё равно ведь улицы МПС нет ни на одной городской карте. Нет улицы - нет людей, а нет человека - нет проблемы...

Роман Кайгородов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30