30 мая 2020 20:28

30 мая 2020 20:28

Месторождение закончится – экономика останется

На прошлой неделе полномочный представитель президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин побывал с рабочим визитом в Республике Тыва. Он совершил облёт территории, по которой пройдёт новая железная дорога Курагино – Кызыл, присутствовал при добыче первой тонны на Элегестском месторождении угля и провёл совещание по реализации инвестиционных проектов в регионе.
По итогам поездки Анатолий Квашнин дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Красноярского железнодорожника».

Строительство железной дороги даст возможность Тыве стать экономическим донором, считает полпред президента.


 

На прошлой неделе полномочный представитель президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин побывал с рабочим визитом в Республике Тыва. Он совершил облёт территории, по которой пройдёт новая железная дорога Курагино – Кызыл, присутствовал при добыче первой тонны на Элегестском месторождении угля и провёл совещание по реализации инвестиционных проектов в регионе.

По итогам поездки Анатолий Квашнин дал интервью корреспонденту «Красноярского железнодорожника».

 

Анатолий Васильевич, вы присутствовали при начале добычи угля на Элегестском месторождении. Каковы перспективы его разработки?


– Элегестское месторождение коксующихся углей – одно из крупнейших в мире. Его утверждённые запасы составляют почти миллиард тонн. Разработку месторождения ведёт Енисейская промышленная компания. Уже в 2008-м она намерена добыть около миллиона тонн угля. В последующие годы добыча будет доведена до 5 миллионов, а с 2014-го шахтный комплекс выйдет на полную проектную мощность – 13,5 миллиона тонн угля в год.

 

Выполнению этих планов будет способствовать реализация крупнейшего в России инфраструктурного проекта – строительства железной дороги протяжённостью 460 километров от административного центра Тывы Кызыла до станции Курагино Красноярской железной дороги. Общая стоимость проекта – 130 миллиардов рублей. Магистраль 40-километровой железнодорожной веткой соединится с Элегестским месторождением.

 

Что означает для Республики Тыва строительство железной дороги?


– Этот проект открывает широкие перспективы для социально-экономического развития региона. В настоящее время Тыва – высокодотационный субъект Федерации. Железная дорога в среднесрочной перспективе делает возможным бездотационное, самодостаточное существование республики, а в дальнейшем регион вполне может стать и экономическим донором.

Проект Курагино – Кызыл обеспечит развитие не только добычи угля на Элегестском месторождении в Республике Тыва. Магистраль пройдёт по территории районов, где расположено большое количество месторождений цветных и редких металлов: Ак-Сугское медно-молибденовое, Кызыл-Чардское медное, Кызыл-Таштыгское полиметаллических руд и Тарданский рудный узел, где уже ведётся добыча золота.

 

Развитие инфраструктуры, особенно транспортной, имеет огромное значение для этих территорий. В регионе много залежей полезных ископаемых, которые мы просто не можем осваивать из-за отсутствия железных дорог. А отдалённость многих месторождений негативно отражается на экономике их разработки. Большое транспортное плечо приводит к существенному удорожанию добываемых ресурсов и продуктов их переработки. Это касается не только Республики Тыва. Например, транспортные расходы составляют до половины стоимости кузбасского угля.

 

Таким образом, железная дорога в Тыве открывает дополнительные перспективы развития горнорудной промышленности и в целом создаёт широкий спектр возможностей для экономики региона. Месторождение закончится – экономика останется. Железная дорога – это развитие туризма, лесопереработки, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности.

 

В условиях реализации инвестиционных проектов в Тыве одной из основных задач законодательной и исполнительной ветвей власти, бизнес-сообщества становится подготовка профессиональных кадров. Как вы видите разрешение этой проблемы?


– Республике понадобятся сотни новых специальностей. Таких специалистов здесь никогда не готовили, поэтому систему профессионального образования в Тыве необходимо пересмотреть. Нужно менять программы обучения, перестраивать материально-техническую базу. И обучать современным специальностям надо на современном оборудовании, которое сейчас применяется на производстве.

 

Эти задачи актуальны не только для Тывы. Развитие современного производства во всех регионах Сибири нуждается в умелых, грамотных, квалифицированных специалистах. Работать с современными технологиями, сложными станками, управлять производственными процессами должны профессионалы.

Да что там сложное оборудование! За предыдущие годы дефицитом стали квалифицированные токари, сварщики, строители, технологи, инженеры. Необходимо комплексно решать эту проблему, и прежде всего на уровне регионов.

Власть должна внимать потребностям бизнеса на территории и, используя полномочия региона, направлять профессиональную подготовку кадров в нужное русло.

 

В Красноярском крае уже есть программа подготовки специалистов для освоения Ванкора, проекта по комплексному развитию Нижнего Приангарья, других проектов. Подразделение администрации региона, которое отвечает за профессиональное образование, заключило соглашения с компаниями, формирующими спрос на рабочие специальности. Заказ на специалистов для крупного бизнеса сделан также Сибирскому федеральному университету.

Задачи профессионального образования актуальны, кстати, не только в связи с индустриализацией и крупными инфраструктурными или сырьевыми проектами. Создаваемые на территории Сибирского федерального округа особые экономические зоны туристско-рекреационного типа также потребуют массу специалистов, которых нужно готовить.

 

Какие инвестиционные проекты должны оказать наибольшее влияние на экономическое развитие Сибирского федерального округа в ближайшее десятилетие?


Из иллюминатора вертолёта «железные» перспективы Тывы видны как на ладони (Фото ОИЦ «Сибирь»)– В рамках десятилетнего периода некоторые инвестиционные проекты, реализация которых начата в Сибири, уже выйдут на полную мощность, по некоторым завершится первый этап.

Так, по действующим на сегодняшний момент планам в эти сроки завершится первый этап проекта по развитию Нижнего Приангарья. Планируется полный запуск комплекса добывающих и горно-обогатительных предприятий в Забайкальском крае.

В этот период компания «Роснефть» планирует начать промышленную добычу нефти на Ванкоре. Предполагается запустить первую очередь нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Будет продолжаться газификация регионов Сибири.

 

Этот перечень можно продолжать. И все проекты уже на первом этапе обеспечат громадный экономический эффект, который будет нарастать в дальнейшем.

Во многих этих проектах велика роль железной дороги. В прошлом году стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года получила положительную оценку. Её ещё предстоит уточнить после принятия долгосрочной концепции социально-экономического развития страны.

Но уже сейчас можно говорить о том, что Сибирский федеральный округ займёт достойное место в стратегии развития железных дорог России.

Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31