30 мая 2020 12:42

30 мая 2020 12:42

Сухая точность мастерства

Стакан воды оказался самым беспристрастным и точным прибором, определившим асов среди машинистов и машинистов-инструкторов локомотивов. Каждому из участников конкурса предложили не более чем за 40 секунд пристыковать ВЛ80Р к ЭП-1, не пролив ни капли влаги из стаканчика, установленного на автосцепке.

Стакан воды оказался самым беспристрастным и точным прибором, определившим асов среди машинистов и машинистов-инструкторов локомотивов. Каждому из участников конкурса предложили не более чем за 40 секунд пристыковать ВЛ80Р к ЭП-1, не пролив ни капли влаги из стаканчика, установленного на автосцепке.

 

Сорок метров за сорок секунд и плавное сцепление - по десятибалльной шкале оценивались одновременно скорость и точность.

 

- Задание выполнимое - наши инструкторы всё проверили экспериментально. Такие же состязания проводились среди машинистов тепловозов на Калининградской дороге. А в Санкт-Петербурге на сетевом конкурсе в прошлом году машинисты показывали точность подъезда: там нужно было не сбить ограничительную планку, - объяснил, напутствуя конкурсантов, член жюри, начальник отдела эксплуатации службы локомотивного хозяйства КрасЖД Сергей Нестеренко.

Ссылка на Питер не случайна, ведь победителям дорожного конкурса предстоит поддержать марку магистрали на сетевом, который состоится в этом году.

Участники волновались, попадая под прицел теле- и фотокамер. Оно и понятно - эфирное вождение локомотивов им демонстрировать ещё не приходилось. Безупречно проделать сложный трюк удалось не всем претендентам на звание "лучший по профессии". Одних подвела скорость - не уложились в отпущенные четыре десятка секунд, других - лишние остановки (разрешалось сделать всего одну), но всё же инструкторам воду в стаканчик подливать приходилось нечасто - в основном стыковка проходила всухую. У машинистов же стакан то и дело слетал с "пьедестала". А испытание на точность было только одним из четырёх, которые предстояло преодолеть.

 

В одном из цехов Красноярского локомотивного депо конкурсантов ждёт автосцепка. Устройство почти легендарное - с конца 30-х годов прошлого века исправно служит на транспорте.

 

С помощью шаблона №940 каждому участнику предстоит определить износы ударно-тяговых поверхностей. Если износ велик, возможна саморасцепка. Основных замеров, которые можно сделать с помощью шаблона, семь. Оценка - от одного до десяти баллов в зависимости от количества сделанных ошибок. (Кстати, такую автосцепную головоломку также предлагали в качестве задания участникам сетевого конкурса в Санкт-Петербурге, правда, там её проверяли прямо на локомотиве.) Все получают не ниже пятёрки, но и в "яблочко" не попадает никто: десятка оказалась недостижимым баллом.

Те, кто уже замерил в нужных местах автосцепку, отправляются в автоматный цех испытывать тормозное оборудование.

Как и в архитектуре, в железнодорожной технике свои зодчие. Кран 394, неисправности которого выявляют конкурсанты, создан Флорентием Казанцевым в 1958 году. И по сей день в строю. Конкурсанты по одному подходят к подготовленному стенду, вертят красную ручку крана-ветерана и ищут дефекты.

 

Автосцепка - не дареный конь, измерять надо зубы:и большой, и малыйА следом ещё один экзамен, где всё как у студентов: билеты, экзаменационная комиссия, разве что шпаргалок ни у кого нет. В итоге среди машинистов-инструкторов победителем становится ачинский делегат Борис Игнатьев. Лучшим машинистом на дороге в этом году жюри признало Дмитрия Клистюкова из Красноярского моторвагонного депо.

Помощники машинистов, которые соревновались в мастерстве днём раньше, чувствовали себя не так уверенно. Сдавая теорию, многие "плавали". Вопросов в каждом билете было по три: проверялось знание технической части, инструкций, норм безопасности и охраны труда.

Жюри оценивало даже внешний вид конкурсантов. Одному из них, намекая на неполадки в форме, задали вопрос: "В каком виде должна прийти локомотивная бригада перед рейсом?"

 

- Трезвая, - пошутил находчивый помощник.

Перефразируя прославленного полководца, можно сказать, что плох помощник, который не метит в машинисты.

Алексей Чеботаревский из Боготола, отвечая на вопрос билета, сразу поставил себя на место машиниста, объяснил, что будет делать, и даже поспорил с жюри, отстаивая свою точку зрения:

- Я будущий машинист! Это моё решение.

В его ответе чувствовался не только теоретический багаж, но и практический опыт. По итогам всех этапов конкурса именно его жюри отметило как лучшего среди помощников.

 

Не менее сложным испытаниям подверглись расшифровщики скоростемерных лент, точнее, в основном симпатичные расшифровщицы - представителей сильного пола в этой профессии меньше. Дав ответы по теории, они расшифровывали скоростемерные ленты и кассеты регистрации прибора КЛУБ-У и, кроме того, демонстрировали знание приборов безопасности.

Сложнее всех было Марине Огородниковой (моторвагонное депо Красноярск), которая отвечала первой и попала в объектив телекамеры. Но, справившись с волнением, выступила девушка толково и заняла первое место.

Впереди у чемпионов конкурс ОАО "РЖД" и, хорошо бы, новые победы!

Мария Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31