"/> Машина времени со станции Тамбарамба | Красноярский железнодорожник | Газета от 20080328 | 15 полоса
13 августа 2020 17:18

13 августа 2020 17:18

Машина времени со станции Тамбарамба

Железные дороги - штука, без сомнения, серьёзная. Но всё же случайности, шутки, а иногда и курьёзы встречаются здесь не реже, чем в любых других местах.
В канун первого апреля уместным будет вспомнить некоторые из таких случаев, накопившихся за два века "железной" истории. Перед тем как мы погрузимся вглубь десятилетий, попробуйте проверить себя и угадать, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют правде.

Железные дороги - штука, без сомнения, серьёзная. Но всё же случайности, шутки, а иногда и курьёзы встречаются здесь не реже, чем в любых других местах.

 

В канун первого апреля уместным будет вспомнить некоторые из таких случаев, накопившихся за два века "железной" истории. Перед тем как мы погрузимся вглубь десятилетий, попробуйте проверить себя и угадать, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют правде:

 

 1. В начале ХХ века жителям княжества Кашмир (Индия) продавали железнодорожные билеты только с личного разрешения махараджи.

 2. В Австралии дорожные названия придумывали зачастую "с потолка", и там встречаются такие станции, как Тамбарамба, Вонючие кусты и Газеты для Бена.

 3. Даже в начале прошлого века в просвещённой Европе были поезда, которые на полном ходу проезжали километр почти за две недели.

 Скорее всего, большинство читателей признает эти факты невероятными.

 И окажутся неправы. Потому как все они абсолютно достоверны.

 

Девушка, бойся шайтан-арбы 

В Кашмире железную дорогу построили англичане, которые в то время владели Индией. Первоначально дорога использовалась исключительно для снабжения британских войск, базировавшихся в Кашмире. Население страны исповедовало оригинальную религию - сикхизм, представляющую собой кипучую смесь всевозможных верований и суеверий. Сикхизм имеет множество самых разных религиозных табу. Мужчинам этой секты, например, запрещено стричь бороду и усы, а женщины могут ходить только лицом к мужчинам (англичан поначалу очень удивляла странная привычка аборигенок передвигаться спиной вперёд). Естественно, пыхтящий паровоз в сознании сикха не мог быть ничем иным, как созданием тёмных сил. Сикхи на паровозах не ездили. Лишь много позже некоторые из них отважились воспользоваться "дьявольским" видом транспорта, предварительно получив своеобразное отпущение грехов у главы местной церкви. Этим главой и являлся махараджа. Фактически, только с его разрешения бедный сикх мог узнать все прелести "купейной" жизни. Кстати, до сих пор в индийской провинции Кашмир лишь одна небольшая железнодорожная ветка, соединяющая эту территорию с остальной страной.

 

 Подобные проблемы возникали, впрочем, не только у сикхов. Жители исламских стран поначалу тоже настороженно относились к "железке". В русской Средней Азии местные старейшины запрещали проводить дороги вблизи населённых пунктов. Современный путешественник может заметить, что и сейчас большинство вокзалов, например, в Узбекистане, расположено на окраинах или вовсе за пределами городов.

 В Саудовской Аравии первую дорогу провели вдоль берега Красного моря - от Палестины до Мекки. Во время Первой мировой войны арабы под шумок эту дорогу разобрали, причём в тех местах, где она была вблизи поселений. Так этот рельсовый путь и оставался заброшенным почти до наших времён.

 

Где сошёл с ума повар?

 В Австралии железнодорожный бум случился в XIX веке. Дороги там строились в частном порядке и в чрезвычайной спешке, явив тем самым исторический пример безалаберности.

 До сих пор в Австралии в каждом штате у дорог своя колея. Названия же для станций буквально брали "с потолка", но, поскольку владельцы линий часто менялись, жаргонные и условные имена становились официально принятыми. Тамбарамба сейчас - это крупная станция неподалёку от Мельбурна. Вонючие кусты (или Кингунья на языке аборигенов) - большой город в штате Южная Австралия. Маленькие остановочные пункты называются ещё более разнообразно, поэтому такие перлы, как Кенгурушник, Газеты для Бена или даже Место, где сошёл с ума повар (Cook's got crazy), для австралийцев не в диковинку.

 

 Весьма вольно относились к названиям и в США. В стране, где есть своя Москва и Одесса, полно мест со странными именами, и издана даже книга самых диких названий. В основном это небольшие посёлки. Среди них такие как Город гнилых персиков (Weakpeaches) и Пятнадцать раз присядь (Fifteen sitdown). В Бразилии есть ветка со станциями Бетховен, Моцарт и Верди, проложенная европейским меценатом-меломаном Фицджеральдом.

 

Литовская машина времени

Поезд, который проходил километр за две недели, действительно существовал. Более того, иногда он даже исполнял функции машины времени - ехавшие в обратном направлении приезжали на две недели раньше собственного отбытия. Впрочем, к фантастике это чудо техники имело мало отношения и располагалось, между прочим, на границе Российской империи.

 Дело в том, что наша страна тогда жила по юлианскому календарю, отстававшему от европейского на двенадцать дней в XIX веке и на 13 - в ХХ. Путешественники, купившие, скажем, 22 декабря билет где-нибудь в Литве, пересекали Неман и оказывались в Германии, где уже было 3 января следующего года. Путаница эта продолжалась до Октябрьской революции.

 

 В России вообще одной из главных (и неожиданных) проблем у железнодорожников оказались... часовые пояса. Поезда ходили по времени Санкт-Петербурга, а время это на каждой станции определяли по-своему.

 Подобной проблемы дотоле ни в одной стране не было - европейские страны были слишком малы, чтобы растягиваться на несколько часовых поясов.

 В Европе зато была своя особенность - близко расположенные границы (особенно в раздробленной Германии). В середине XIX века поезд по маршруту Ольденбург - Росток проходил через шесть государственных границ. Соответственно, двенадцать таможенных переходов вряд ли делали подобное путешествие спокойным.

 

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31