02 июня 2020 15:08

02 июня 2020 15:08

Тамара Андранович: «Что слава? Яркая заплата…»

Начав с инженера по труду и заработной плате, она дошла по служебной лестнице до должности заместителя начальника Департамента планирования и бюджетирования ОАО «РЖД».
Тамара Андранович к карьерному росту относится с олимпийским спокойствием. «Главное – иметь работу, – считает она, – и хорошо её выполнять».

Начав с инженера по труду и заработной плате, она дошла по служебной лестнице до должности заместителя начальника Департамента планирования и бюджетирования ОАО «РЖД»

 

Тамара Андранович к карьерному росту относится с олимпийским спокойствием. «Главное – иметь работу, – считает она, – и хорошо её выполнять».

 

 

Василий Митрофанович Кочергин не заметил, как выросла дочь. Совсем ещё недавно она, обнимая за шею, провожала его в поездку, напутствуя, чтобы «смотрел в оба» (он работал машинистом), и вот уже миловидная застенчивая девушка с волнением сообщает ему, что хочет ехать в Новосибирск, чтобы поступить в университет. Отец и мать дали «добро».


– Я рыдала, недобрав полбалла, – вспоминает сегодня с улыбкой Тамара. – Ко мне пришла одноклассница Ира Душечкина (ныне Зелинская), с которой мы вместе приехали из Ачинска в Новосибирск, и предложила вместе поступать в НИИЖТ. Что я и сделала.


Студенческие годы пролетели быстро, и вскоре Тамара приехала на Свердловскую дорогу, в опытную путевую машинную станцию №14. В то время станция гремела на весь Советский Союз – здесь применялись новейшие технологии ремонта пути. Начальник ПМС Пётр Саввич Евтушик, принимая на предприятие молодого специалиста, напутствовал:


– Из тебя только тогда выйдет настоящий трудовик, когда половину рабочего времени будешь на перегоне и в цехах. Не смотри на то, что ты – нормировщик, работай вместе с инженером техотдела и изучай производство.


Она объездила весь участок, где работала ПМС. Шаблон в руки – и на путь. Принимала участие в работах во время «окон», рассчитывала бригадам сумму премии. Жила в вагончике, там же был её кабинет.


– Мне нравилась живая работа, – говорит Тамара. – Многому научилась у дорожных мастеров и бригадиров, не стеснялась спрашивать, если чего-то не знала.


Но ненадолго задержалась девушка в ПМС – по семейным обстоятельствам вернулась в Ачинск, где жили родители. Устроилась на швейную фабрику – свободных рабочих мест на железнодорожных предприятиях не оказалось. После шпал и рельсов её ждал спокойный труд инженера, позже – начальника отдела. Сказка, да и только!


Однако Тамара скучала по железной дороге. Её пригласили в горком комсомола, но и там девушке было неуютно. «Не моё, – убеждённо говорила она. – И партийная карьера не для меня».


Когда в Ачинском локомотивном депо появилась вакансия, Тамара с радостью перешла на предприятие старшим инженером по труду. В восьмидесятые годы на железных дорогах внедрялся белорусский метод, проводилось сокращение контингента. Тамара хорошо понимала, что магистрали Сибири оказались в самом невыгодном положении – на предприятиях был недокомплект кадров, поэтому «подчистили» только тех, кто имел низкую производительность труда, оставшимся повысили заработную плату.


Тамара и её коллеги пересмотрели почти тысячу норм. Ежеквартально предприятия проверяла экономическая комиссия управления дороги. Ошибок в расчётах, сделанных Тамарой и её коллегами, не оказалось.


В локомотивном депо произошло становление Андранович как специалиста. Науке управлять, принимать решения и отвечать за них научил её Василий Волощук – начальник предприятия.


– Да, это был жёсткий руководитель, но он давал возможность каждому специалисту показать и проявить себя, – вспоминает Тамара. – Не всякий может похвастаться тем, что два его ученика работают в центральном аппарате ОАО «РЖД» заместителями руководителя Департамента. Мой коллега, Сергей Данилов, в своё время был заместителем Василия Михайловича.


В это время Тамара подружилась с Ириной Костенец. Несмотря на то, что они работали на разных предприятиях (Ирина – в энергоучастке), очень часто советовались друг с другом по разным вопросам профессиональной деятельности. Потом они вместе трудились в экономическом отделе Ачинского отделения дороги: Тамара – начальником, Ирина – её заместителем.


После расформирования отделения Ира, поработав короткое время в дистанции гражданских сооружений, уехала работать в Красноярск. Звали и Тамару, но она решила остаться – семейные обстоятельства не позволяли делать резких шагов. Досконально изучила технологию работы станции Ачинск-1, куда перешла экономистом, часто выезжала в командировки на линию. Понижение в должности её не тяготило.


Руководил станцией в то время Николай Захаров, ныне заместитель начальника дороги по кадрам и соцвопросам.


Как-то Тамара поехала на северную ветку. Предстояло сократить должности станционных рабочих. Процесс сокращения шёл крайне тяжело. На одном из перегонов к Тамаре Андранович подошла женщина:


– Тамара Васильевна, у нас осталась только одна рабочая должность. Я кормлю всю семью. Оставьте хотя бы половину ставки – работу всё равно будем выполнять в полном объёме, вся семья помогать будет…


Тамара обещала помочь и слово своё сдержала. Конечно, не она одна принимала решение – рассказала об этом Николаю Александровичу. Он согласился с Андранович.


– Это трагедия, когда у человека нет работы, – с болью говорит Тамара. – Для меня дело всегда стояло на первом плане.

Однажды позвонила Ирина Костенец:


– Всё! Два часа тебе на принятие решения. Я уже предложила твою кандидатуру на должность начальника экономической службы, возражений не должно быть.


– Если бы не настойчивость Ирины, не её вера в меня, я, наверное, так и осталась бы в Ачинске, – отмечает Тамара. – Но страхи оказались напрасными – коллектив во всём меня поддержал. Помогла также прежняя школа работы в депо и на станции.

Тамара стала успешным руководителем. Могла объяснить любую цифру (их она помнила наизусть), доказать целесообразность всех принимаемых решений. Позже она сменила Ирину Костенец на посту заместителя начальника дороги по экономике и финансам, трудилась с начальниками магистрали Петром Кучеренко и Владимиром Супруном.


И в новой должности Тамаре досталось много забот и хлопот – шла подготовка к реформированию отрасли, создавалось открытое акционерное общество «Российские железные дороги». В короткий отрезок времени нужно было выполнить большое количество самых неотложных дел.


– О карьерном росте, славе никогда не мечтала. «Что слава? Яркая заплата на ветхом рубище певца», – сказал поэт. А работа – это всё. Поэтому я всегда старалась учиться, и управленческой науке тоже. Острые вопросы решала на месте, они никогда не доходили до ОАО «РЖД». Дорожу престижем своей профессии.


В 2005 году Тамаре довелось сдавать ещё один экзамен: она защищала в компании материалы по оптимизации расходов. Защита шла тяжело, и она неделю жила в Москве. Раздался телефонный звонок:


– Геннадий Матвеевич Фадеев. Соединяю.

– Добрый день, Тамара Васильевна, вы в столице? Жду к себе, поговорим о работе.

Тамара растерялась: сам президент звонит. Что случилось? Какую справку с собой взять, какой отчёт?


Пришла к Фадееву сама не своя.

– Заходи, землячка, – улыбнулся Геннадий Матвеевич. – Что с оптимизацией?

– Задачи по оптимизации тяжёлые, но справимся, иначе не стоило и начинать.

– Мне посоветовали внимательнее присмотреться к Андранович… Приглашаю поработать в аппарате компании. Муж не станет возражать? Вот и договорились, жду.


Уходя с дороги, Тамара рекомендовала на освободившуюся должность Елену Ледницкую. Из неё, по словам Тамары Васильевны, «бьёт фонтан интересных и полезных идей». Она не ошиблась.

Галина Гриценюк
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30