31 мая 2020 03:40

31 мая 2020 03:40

Служба с индексом "З"

Службе военных сообщений 5 марта исполняется 90 лет.
Именно в этот день в далёком 1918 году Высшему военному совету молодой республики было передано Управление военных сообщений.
Активное развитие органов военных сообщений началось с появлением железных дорог. Первые воинские перевозки были осуществлены сразу после строительства "железки" между Москвой и Санкт-Петербургом. . С тех пор от названия должности вошёл в обиход телеграфный индекс "З", применяемый и сегодня.

Службе военных сообщений 5 марта исполняется 90 лет. Именно в этот день в далёком 1918 году Высшему военному совету молодой республики было передано Управление военных сообщений.

 

Военная дисциплина с 1918 года и поныне - железная! (Фото из архива ВОСО)Служба военных сообщений - одна из старейших в структуре Вооружённых сил Российской Федерации. Ещё в "Уставе воинском", утверждённом Петром I в 1716 году, указывалось, что в полевом управлении русской армии доставка войск и грузов, использование дорог в военных целях, их ремонт находятся в ведении особого учреждения, которое возглавляет генерал-вагонмейстер.

Активное развитие органов военных сообщений началось с появлением железных дорог. Первые воинские перевозки были осуществлены сразу после строительства "железки" между Москвой и Санкт-Петербургом. Тогда же при Комитете по передвижению войск железной дорогой и водою была утверждена должность заведующих передвижением. С тех пор от названия должности вошёл в обиход телеграфный индекс "З", применяемый и сегодня.

Для обучения специалистов в деле военных перевозок при академии Генерального штаба был разработан специальный курс и учебник. По этой же программе велась подготовка офицеров для замещения начальников крупных станций в военное время.

Первое упоминание об органах военных сообщений в границах ныне существующей Красноярской железной дороги относится к 1899 году. В списке комендантов железнодорожных станций значится комендант станции Красноярск капитан Мидиников, в ведении которого был участок от Ачинска до Нижнеудинска и река Енисей с притоками.

Самые напряжённые времена для службы наступали в периоды войн и конфликтов. Во время Первой мировой войны руководство железнодорожным, шоссейным и водным транспортом принял на себя главный начальник военных сообщений.

Позже Великая Отечественная война поставила железнодорожный транспорт в более трудные условия. Многие станции оказались не в состоянии принять поступающий поток воинских грузов из-за постоянных вражеских авиаударов. В это же время образовалось два мощных потока перевозок: воинских - на запад и эвакуационных - на восток. Тыловые железные дороги превращались в фронтовые магистрали. За эти годы в военных целях перевезли около 20 миллионов вагонов. С каждым годом потребности армии в перевозках увеличивались. В наступательной операции только одного фронта расходовалось до 70 тысяч тонн боеприпасов.

Военные кампании современной России, хоть были и не такими масштабными, ещё раз показали, что железнодорожный транспорт является важнейшим звеном успеха при подготовке и ведении боевых действий.

Роман Винокуров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31