Строить первый такой "темир зам" монголы собирались ещё в 1910-х годах. Император с угрожающим именем Жавсандамба Хутухта VIII был либеральным правителем. При нём в стране появились первые телефоны, автомобили и прочие заморские диковинки. В 1915-м он подписал указ построить в Урге (так в то время называлась монгольская столица Улан-Батор) железную дорогу от императорского дворца до угольной шахты Налайха в сорока километрах от города. "/> "Зам", откройся! | Красноярский железнодорожник | Газета от 20080229 | 999 полоса
26 мая 2020 13:42

26 мая 2020 13:42

"Зам", откройся!

Дорога по-монгольски - "зам" (читается "дзам"), а железная дорога - "темир зам".
Строить первый такой "темир зам" монголы собирались ещё в 1910-х годах. Император с угрожающим именем Жавсандамба Хутухта VIII был либеральным правителем. При нём в стране появились первые телефоны, автомобили и прочие заморские диковинки. В 1915-м он подписал указ построить в Урге (так в то время называлась монгольская столица Улан-Батор) железную дорогу от императорского дворца до угольной шахты Налайха в сорока километрах от города.

Понятия "закрыто" в монгольском купе не существует.

 

В 2008 году железнодорожники Монголии будут отмечать свой профессиональный юбилей - с момента открытия первой железной дороги в этой степной стране прошло 70 лет.

 

Красноярск и Улан-Батор - всего час разницы (Фото: train-photo.ru)ПРОДВИНУТЫЙ БОГДЫХАН

Дорога по-монгольски - "зам" (читается "дзам"), а железная дорога - "темир зам".

Строить первый такой "темир зам" монголы собирались ещё в 1910-х годах. Император с угрожающим именем Жавсандамба Хутухта VIII был либеральным правителем. При нём в стране появились первые телефоны, автомобили и прочие заморские диковинки. В 1915-м он подписал указ построить в Урге (так в то время называлась монгольская столица Улан-Батор) железную дорогу от императорского дворца до угольной шахты Налайха в сорока километрах от города. Уже были заказаны рельсы, которые должны были прибыть в страну по Транссибу, но в это время в России началась революция, которая вскоре перекинулась и на монгольские земли. В 1921 году Монголия стала вторым в мире народным государством.

О "темир заме" вспомнили только во время индустриализации. В 1938 году в стране появилась первая узкоколейка. Шла она по императорскому проекту до той самой Налайхи. А после войны началась прокладка линии Улан-Удэ - Улан-Батор. Строилась эта линия в основном силами СССР. И на Улан-Баторской железной дороге (как официально стал называться монгольский участок трассы) многие годы работали отечественные железнодорожники.

 

ОТ БЕРЁЗЫ ДО БАМБУКА

Сегодня УБЖД фактически представляет собой одну длинную ветку, проходящую через всю страну и соединяющую Россию с Китаем. Она преобразована в акционерное общество, причём значительная часть акций принадлежит ОАО "РЖД". Общая длина монгольских дорог - 1810 км.

Знакомство отечественного пассажира с "темир зам" начинается с пограничного перехода Наушки - Сухэ-Батор. Станция Наушки Восточно-Сибирской магистрали знаменита тем, что здесь производится самый длительный таможенный досмотр нашей страны - свыше четырёх часов только на российской границе. Сам посёлок никак не приспособлен к столь долгому в нём пребыванию - здесь нет ни кафе, ни гостиницы. Зато имеется очень недорогой междугородный телефон. Главной достопримечательностью вокзала является гигантская камера хранения багажа. Это естественно, так как основная часть пассажиров прицепного вагона Иркутск - Улан-Батор - челночники, которые сходят на первой после проезда границы станции Сухэ-Батор, и до монгольской столицы поезд едет почти пустым.

Досмотр вагонов в Наушках пристальный: таможенники ходят по крыше, вскрывают потолок и пол в вагонах. Пока всё это прикручивают обратно, как раз и проходит несколько часов, во время которых пассажиры от скуки скупают весь товарный ассортимент Наушкинского вокзала. В нём три позиции - сканворды, читинское пиво и рыбные консервы в немыслимом изобилии. Дополнительное развлечение - монгольская таможенная декларация, написанная на двух языках (русский вариант на три абзаца текста содержит всего 13 ошибок).

Сухэ-Батор по размерам занимает небольшую территорию - вряд ли больше нашего Центрального рынка. Притом он застроен по принципу "как можно больше жёлтых пятиэтажек на квадратный метр". Со всех сторон город окружают холмы. Склоны их усеяны огромными надписями разнообразнейшего содержания. Одна часть этих надписей аналогична русскому факсимиле: "Здесь был Вася", другая гораздо глобальнее - "Монголбанк", "Биржа", "European Central Asia Fund" и т.д. Видимо, такие надписи здесь заменяют рекламные стенды. Самая большая надпись, размером с пятиэтажный сухэ-баторский дом, - "Монгол шуудан" (Монгольский почтамт).

Кроме того, на вокзале Сухэ-Батора можно видеть памятную табличку, из которой скучающий путешественник узнаёт, что первый поезд на ветке Улан-Удэ - Улан-Батор прошёл 6 ноября 1949 года.

 

ТОТАЛЬНО ОТКРЫТЫЕ КУПЕ

Путь от границы до Улан-Батора занимает всего девять часов. Крупные поезда Москва - Пекин, Иркутск - Улан-Батор, как правило, обслуживаются русскими проводниками и ничем, по сути, не отличаются от рядовых отечественных маршрутов. А вот местные монгольские поезда имеют ряд особенностей, не привычных нашему пассажиру.

Например, неизвестно в Монголии понятие "плацкартный вагон". Здесь ездят или в купе (достаточно недорогих), или в электричках - дребезжащих, холодных настолько, что непонятно, как в них можно путешествовать зимой и выжить после этого.

Особая статья - двери. С ними постоянно что-то не так. Бывает, в целом вагоне не найдёшь исправной - то ручка отломана, то её вовсе нет.

Понятия "закрыто" в монгольском поезде вообще не существует. Даже если вы запираете своё купе на замок (при условии, что он есть), проводник может спокойно вломиться к вам, открыв дверь своим ключом. Повод может быть любой: предложить чай, спросить, который час, а то и просто посмотреть, не замышляете ли вы чего непристойного. Такая бесцеремонность, впрочем, не раздражает - она не нахальная, а скорее открытая, простовато-добродушная: "Ты ко мне можешь прийти спокойно, значит, и я к тебе тоже".

Из окон в монгольских купе немилосердно дует. Спать приходится головой к двери (в которую постоянно кто-то заглядывает). К тому же монгольские матрасы больше напоминают циновки толщиной в один палец. Подвесные полки в купе постоянно двигаются и "дышат": от малейшего движения поезда, от шумов в соседнем купе в них сталкиваются шарниры и крутятся внутри неведомые скрежещущие шестерёнки. Кроме того, в коридоре обычно круглые сутки стоит ужасный грохот - монголы вынимают половые скобы и используют эти помещения вместо холодильника, причём очень любят лазить в свои кладовки по ночам. Тем не менее спится в монгольском поезде очень спокойно.

К тому же монгольские проводники застилают каждую постель удивительно красивым золотым покрывалом с ламаистским узором, причём такое покрывало считается чуть ли не шедевром национальной культуры. По крайней мере в поезде Улан-Батор - Иркутск эти покрывала у вас на границе... отбирают. Дальше поедете с обычным комплектом белья.

Каждому пассажиру полагается мешочек с гостинцами. Набор стандартный - минералка, булочка, салфетка. Однако вместе с ними (степной менталитет!) полагается увесистый кусок копчёного мяса.

 

С "ЧИНГИЗА" ВИДНО ВСЁ Железная дорога по-монгольски - темир зам (Фото shatoon.ru)

Главное здание "темир зама", конечно, Улан-Баторский вокзал. Подобно нашему, он состоит из нескольких отдельных зданий - кассового павильона, двухэтажного зала ожидания. Некоторые вещи, например, расписание поездов, располагаются вовсе прямо на улице.

Иностранцы покупают билеты в особом здании, которое находится где-то на задворках и к нему нужно идти по узкой тропинке между двумя заброшенными двухэтажками. Вокзал Улан-Батора окружён несметными полчищами всяческого рода заборов и промышленных зданий. За последние годы эти территории раскупили под гостиницы. Вокруг вокзала их сейчас больше двадцати.

Невдалеке от привокзальной площади проходит Трансмонгольская автотрасса. Если идти по ней на юг, в сторону Китая, она приведёт вас к главному монгольскому мосту - двухкилометровому автопереезду "Чингиз". В его опорах устроены многоэтажные офисы, а на самом мосту через каждую сотню метров расположены специальные смотровые ротонды. Внизу протекает главная городская река Туул и пролегает железнодорожная магистраль.

Со смотровой площадки эта однопутная, неэлектрифицированная колея, уходящая вдаль, смотрится тонкой и незначительной и больше напоминает подъезд к какому-нибудь рядовому заводику. Даже не верится, что это главный путь, соединяющий три страны: Россию, Монголию и Китай.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31