01 июня 2020 12:21

01 июня 2020 12:21

Дважды Лермонтов

Стаж у Иннокентия Маслова получился заоблачным - 54 года. Больше полувека. Две жизни Лермонтова.
Родом Иннокентий Петрович из Балахтинского района, из мест совсем не железнодорожных, где до сих пор не проложено ни единого рельса.
В деревеньке Новомосино, сгинувшей во времена хрущёвского укрупнения колхозов, Масловы считались одной из крепких крестьянских семей. Война оставила страшный след в молодом поколении Масловых - двое из шести братьев и сестёр сгинули на войне, ещё один погиб уже в мирное время, обезвреживая минный склад фашистов.

Этот человек отдал железной дороге две трети своей жизни.

 

Стаж у Иннокентия Маслова получился заоблачным - 54 года. Больше полувека. Две жизни Лермонтова.

    

С Виктором Астафьевым учились в одном ФЗО. Родом Иннокентий Петрович из Балахтинского района, из мест совсем не железнодорожных, где до сих пор не проложено ни единого рельса.

В деревеньке Новомосино, сгинувшей во времена хрущёвского укрупнения колхозов, Масловы считались одной из крепких крестьянских семей. Война оставила страшный след в молодом поколении Масловых - двое из шести братьев и сестёр сгинули на войне, ещё один погиб уже в мирное время, обезвреживая минный склад фашистов в Смоленске. Иннокентию, третьему ребёнку в семье, к началу войны было 12 лет. До сих пор он помнит, как они с братом Даниилом, сами едва выше тележного колеса, стали внезапно главными мужчинами посёлка - всех старших забрали воевать. Ребятам достался "трудовой фронт" - помогали сеять, грузить зерно.

В армии Иннокентий Маслов отслужил уже после окончания войны - в береговой охране на Сахалине. Побережье Анивского залива в те годы считалось очень беспокойным местом. Южная часть острова лишь недавно перешла к СССР от Японии. Шпионов очень часто забрасывали в Советский Союз именно через Сахалин - ведь сотню километров от Хоккайдо можно было даже на простой лодке преодолеть за сутки.

 

В задачу береговой охраны и входил надзор за побережьем. Однажды ротный собаковод утром вёл своих четвероногих подопечных на пост и заметил, что они зарычали на самую обыкновенную тепловую трубу. Подозрительный объект немедленно оцепила охрана - оказалось, внутри, в компенсаторной обмотке, действительно пережидал дневное время японский лазутчик.

Так что в Красноярск Иннокентий прибыл подкованным специалистом по досмотру. И пошёл работать осмотрщиком вагонов - сначала в Ужуре, потом в Красноярске, где вырос до старшего мастера ремонтно-заготовительного цеха Красноярского вагонного депо.

 

Маслова считали незаменимым специалистом. Руководство даже квартиру ему выбило рядом с работой, чтобы мог и ночью прийти, случись что срочное. Самый ответственный участок - осмотр заграничных, китайских поездов. Вагонники же эти поезда не любили. Ведь в таких случаях вокруг смотровой бригады дежурили аккуратные люди в штатском. Кагэбэшники проверяли не только вагон, но и в буквальном смысле стояли над душой - следили, чтобы советский дорожник ничего не натворил с гостями из Поднебесной.

Несмотря на то, что работал Иннокентий Маслов всю жизнь на одной дороге, трудовая книжка у него многотомная. За период с 1947-го по 2000-й в ней набралось больше четырёх сотен записей о наградах и поощрениях, и в одну тетрадку они просто не вместились. У ветерана-железнодорожника более десятка орденов и медалей. Однако больше всего он гордится не орденом Трудового Красного Знамени и не знаком почётного железнодорожника, а скромной с виду кругляшкой - медалью "За работу с молодёжью". Несколько десятков лет он был председателем совета наставников депо.

- Через мои руки прошло около ста пятидесяти человек, - вспоминает Иннокентий Петрович, - собственно, я и на пенсию-то не торопился уходить, чтобы поддерживать преемственность в коллективе, передать свои знания, навыки.

 

Как руководитель совета наставников Маслов обычно выбирал себе ребят "потруднее" - из неблагополучных семей. Дополнительная нагрузка выматывала. Иногда приходилось "своих" и из милиции вызволять. В первую очередь учил воспитанников больше читать, особенно сибирских писателей - Астафьева, Шукшина. С Виктором Петровичем Маслов учился в одном ФЗО на станции Енисей, Астафьев был на три года старше.

 

До сих пор в вагонном депо помнят Виктора Кулешова, масловского ученика. Поначалу паренёк пробовал работать токарем, однако получалось у него это плохо. Иннокентий Петрович уговорил подшефного попробовать себя в новой ипостаси - сварщиком. В итоге Кулешов стал одним из лучших специалистов страны, способным, как говорили, "приварить металлы, которые даже теоретически невозможно соединить". На его работу приезжали смотреть специалисты со всех уголков Союза.

 

Дети Маслова также выбрали транспортную стезю. Сын работает в вагонном депо, невестка - в железнодорожной стоматологической поликлинике, внучка недавно поступила в КрИЖТ. Да и сам Иннокентий Петрович постоянно забегает в родное депо - здесь ему всегда рады.

 

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30