27 мая 2020 12:32

27 мая 2020 12:32

Двигая недвижимое

В ДК железнодорожников 31 января состоялась дорожная тематическая школа по расформированию производственно-технологических комплексов и проведению масштабной "переписи" объектов недвижимости. Для участия в ней собрались правоведы, экономисты и бухгалтеры большинства предприятий Красноярской магистрали. Помимо дорожных специалистов, в работе школы участвовали замначальника Департамента управления имуществом компании Леонид Шимановский, руководители и ответственные работники регистрирующих органов Красноярского края, Хакасии, Кемеровской и Иркутской областей.

В ДК железнодорожников 31 января состоялась дорожная тематическая школа по расформированию производственно-технологических комплексов и проведению масштабной "переписи" объектов недвижимости.

Для участия в ней собрались правоведы, экономисты и бухгалтеры большинства предприятий Красноярской магистрали.

Помимо дорожных специалистов, в работе школы участвовали замначальника Департамента управления имуществом компании Леонид Шимановский, руководители и ответственные работники регистрирующих органов Красноярского края, Хакасии, Кемеровской и Иркутской областей, на территориях которых находятся объекты Красноярской железной дороги.

Основным мотивом школы стала выработка общих понятий и "единого языка", на котором будут разговаривать службисты магистрали и государственные регистраторы в течение той большой совместной работы, которая предстоит обеим сторонам в 2008 году.

 

Исполняя законы России

Реформа железнодорожного транспорта подразумевает вовлечение в гражданско-правовой оборот объектов недвижимости ОАО "РЖД", зарегистрированных в составе производственно-технологических комплексов (ПТК). По плану реформирования отрасли расформировать ПТК, то есть провести техническую инвентаризацию и пообъектную государственную регистрацию недвижимого имущества магистрали, необходимо до конца 2010 года. Задача дороги - провести "перепись" в минимальные сроки.

 

По словам организатора школы, начальника службы управления имуществом Красноярской железной дороги Льва Ткачёва, расформирование ПТК позволит получить достоверную информацию о состоянии и технических характеристиках объектов недвижимого имущества дороги, провести рыночную оценку объектов, "размежевать" земельные участки, занятые зданиями и сооружениями. Кроме того, появится возможность совершать сделки с объектами недвижимого имущества ОАО "РЖД": отчуждать непрофильные активы, вносить его в уставные капиталы создаваемых дочерних обществ и организаций. Главная цель инвентаризации дорожной недвижимости - защита объектов от неправомерной регистрации "чужаками".

- Для нас важно исполнить форму и букву закона, - отметил руководитель управления Федеральной регистраторской службы по Красноярскому краю, главный регистратор Владимир Дорохов. - Никаких особых договорённостей быть не может, но выработать механизм исполнения закона мы можем.

 

Капитал "свалился с неба"

Другой важной задачей реформирования отрасли является выделение из состава ОАО "РЖД" дочерних обществ. Сделать это невозможно без внесения недвижимого имущества в уставные капиталы "дочек", но регистрация их прав на эту недвижимость невозможна без расформирования ПТК. Исполняя специальное распоряжение правительства, Российские железные дороги описывали свою недвижимость не как обособленные здания и сооружения, а как целые производственные комплексы, которые были внесены в уставный капитал при создании компании.

Уставный капитал компании может "внезапно" увеличиться в размере, что, безусловно, отразится на международной цене её активов и инвестиционной привлекательности её дочерних обществ. Каким образом?

Начнём с того, что в 2007 году на дороге была создана служба управления имуществом. По итогам её ревизий было выявлено 255 объектов недвижимого имущества федерального железнодорожного транспорта, не внесённых в уставный капитал ОАО "РЖД". Неплохо прибавить к стоимости магистрали 144 строения и 111 земельных участков!

 

Трудности момента

Уже во время первых прений стало понятно, что работа железнодорожникам и чиновникам предстоит нешуточная. Очень много вопросов задавали специалисты магистрали, и не на каждый у регистраторов находился быстрый уверенный ответ. Выяснилось, что общий "понятийный аппарат" сторон охватывает далеко не все объекты дорожной недвижимости: не все сооружения и земельные участки одинаково "звучат" на языке железнодорожных уставов и регистрирующего органа. Бухгалтерам, например, для правильного отражения расходов в отчётной документации интересно знать, как будет высчитываться работа оценщиков - за комплекс в целом или за каждый отдельно стоящий объект. Бурное обсуждение вызвал вопрос представителя дистанции лесонасаждений, являются ли леса в полосе отвода объектами инвентаризации. Ответ представителя БТИ был не совсем ясен: "Это не объекты капитального строительства, но объекты недвижимости, за которые также уплачиваются налоги"...

Сегодня компания испытывает проблемы, связанные со своевременной оплатой уставных капиталов создаваемых дочерних обществ, что негативно отражается на темпах проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте.

 

По данным на начало января, из 464 ПТК, содержащих недвижимое имущество дороги, расформировано всего 16. Предстоящий объём работы, без преувеличения, огромен. Необходимо считаться и с тем, что для проведения регистрации практически отсутствует единая методика технического учёта объектов недвижимости РЖД, учитывающая специфику железнодорожного транспорта.

В целях выработки единой позиции по вопросам госрегистрации прав компании в Москве распоряжением Росрегистрации сформирована совместная с ОАО "РЖД" рабочая группа, в которую включены также представители Минобороны, Минэкономразвития, Минтранса, ФСБ и Росжелдора.

Кстати, вопрос о регистрации объектов Министерства обороны на железнодорожном транспорте тоже прозвучал на школе, но к мирной деятельности железных дорог он не относится, и решения по военным объектам будут приниматься особым порядком.

 

Соглашение

 

Представители ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ", Кемеровского и Иркутского филиалов ФГУП, хакасского "Управления технической инвентаризации" выразили готовность качественно и своевременно решить сложные задачи управления имуществом компании "РЖД". Они обратили внимание участников школы на требования, предъявляемые к ведению документов по техинвентаризации. Кроме того, все представители подрядчиков заявили, что работы будут проводиться в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между ОАО "РЖД" и ФГУП "Ростехинвентаризация", принятом в мае 2006 года.

Роман Кайгородов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31