26 мая 2020 13:16

26 мая 2020 13:16

Виктор Черкасов: Кодекс пьяному не писан

Каждый третий из погибших на производстве был в нетрезвом состоянии. В 2007 году по сравнению с предыдущим смертельный травматизм снизился на 1,2 процента, тяжёлый - на 12. Динамика позитивная, отмечают в управлении охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля компании, но условная, ведь речь идёт о жизни людей. А это дороже любой статистики. На наши вопросы сегодня отвечает начальник управления Виктор Черкасов.

Каждый третий из погибших на производстве был в нетрезвом состоянии.

В 2007 году по сравнению с предыдущим смертельный травматизм снизился на 1,2 процента, тяжёлый - на 12. Динамика позитивная, отмечают в управлении охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля компании, но условная, ведь речь идёт о жизни людей. А это дороже любой статистики.

На наши вопросы сегодня отвечает начальник управления Виктор ЧЕРКАСОВ.

- Виктор Владимирович, так есть у нас повод для оптимизма?

- Для этого есть основания: из 68 отделений железных дорог 30 в минувшем году не имели случаев смертельного травматизма. Но ряд хозяйств, где уровень травматизма остаётся высоким, сработал неудачно. Это хозяйства перевозок, пути и сооружений, электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, локомотивное.

- По каким причинам?

- Из-за неудовлетворительной организации производства работ и отсутствия контроля за безопасным их проведением. И, по-моему, самое болезненное для компании - случаи нарушения трудовой дисциплины на ряде предприятий. Речь о старинной русской "традиции", когда люди просто не знают меры.

- Вы имеете в виду пьянство?

- Статистика показывает, что количество людей, потерявших жизнь на производстве в нетрезвом состоянии, составляет до 30 процентов. Есть ряд дорог, и коллективы об этом знают, где эта цифра доходит до 50 процентов. Пожалуйста, Куйбышевская и Южно-Уральская дороги - больше половины случаев, когда люди находились в нетрезвом состоянии. Не намного лучше ситуация на Московской, Горьковской и Забайкальской дорогах. Были случаи, когда у погибших обнаруживали в крови до пяти промилле алкоголя!

- А если человека вовремя отстранить от работы?

- Тогда и трагедии бы не произошло. У некоторых руководителей не хватает принципиальности пресечь нарушения трудовой дисциплины. Но не всегда он может и проконтролировать работника - к примеру, где-нибудь на дальнем перегоне.

Человека в нетрезвом виде язык не поворачивается назвать работником. Нормы Трудового кодекса не предполагают, что человек будет работать в нетрезвом виде. На пьяного человека инструкция по охране труда не рассчитана.

Именно из-за пьянства мы не достигли существенной динамики в снижении травматизма. Она есть, но не та, какой мы могли бы объективно ожидать, учитывая, сколько для этого делалось. Конечно, эту проблему надо рассматривать шире, она касается не только нашего акционерного общества.

- Нередко бывает, что ремонтные бригады выходят на линию в сокращённом составе и у них даже нет возможности выставить людей, чтобы наблюдали за ситуацией на дороге, пока остальные заняты ремонтом...

- Есть нормы и требования, и их надо выполнять. Руководитель работ должен обеспечить безопасность. Выход всегда можно найти.

Нам сейчас предстоит проанализировать материалы прошлого года. Несчастный случай - это уже конечная точка в цепи нарушений, поэтому необходимо анализировать все предпосылки и обстоятельства, которые привели к травме. Важно их донести до сознания каждого работника, чтобы не повторить ошибок.

Надо повышать уровень обучения, проверки знаний, качество тренингов, совершенствовать нормативную базу.

Помогает улучшать условия и охрану труда инвестиционная программа. Она предусматривает поставку оборудования, комплектов безопасности труда для различных хозяйств, новые средства индивидуальной защиты работников и другое.

Около полутора миллиардов рублей компания ежегодно тратит на приобретение спецодежды и средств индивидуальной защиты. Совместно с Минздравсоцразвития мы разработали специальные нормы бесплатной выдачи спецодежды, которые будут утверждены в этом году. Они существенно дополняют номенклатуру средств индивидуальной защиты и спецодежды для работы.

- Что и для каких категорий работников изменится в спецодежде?

- Промышленность не стоит на месте, все развиваются. Появляются новые материалы и виды одежды, которые рассчитаны на различные виды работ.

К примеру, для электромонтёров контактной сети разработаны новые защитные костюмы от термического воздействия электрической дуги. Они могут существенно смягчить последствия при несчастном случае. Сказать, что костюм полностью защищает, не могу, потому что от электрической составляющей дуги он не спасает, но всё же это шаг вперед.

- Что ещё в планах вашего управления?

- Будем проводить аттестацию рабочих мест, чтобы определить фактическое состояние условий труда. Это основа для принятия решения по устранению вредных факторов и улучшению условий на рабочих местах.

Разработаны меры до 2010 года по приведению к нормам рабочих мест с вредными факторами, которые можно устранить. Предстоит большая работа.

Существует ряд рабочих мест с неустранимыми вредными факторами. Но и там есть возможность для улучшения. К примеру, сейчас компания закупает новые локомотивы, там совсем другие условия труда. Ситуация будет меняться к лучшему.

 

СПРАВКА:

Виктор Владимирович Черкасов родился 18 июня 1956 года в Москве. Окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) по специальности "электрификация железных дорог".

Начал работать в 1982 году в должности дублёра помощника машиниста электровоза локомотивного депо имени Ильича Московской дороги. В 2001 году стал главным инженером службы локомотивного хозяйства Московской дороги, а в 2003-м - завотделом технической инспекции труда Роспрофжела.

В июле 2006 года назначен начальником управления охраны труда и промышленной безопасности ОАО "РЖД".

Татьяна Комендант
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31