03 июня 2020 08:41

03 июня 2020 08:41

Учёные дадут оценку риску

В Иркутском государственном университете путей сообщения создан первый на сети центр мониторинга, прогнозирования и обеспечения безопасности транспортных систем. Решение создать центр было принято иркутскими учёными не вдруг и не сразу. С 2000 года они ведут мониторинг состояния Северомуйского тоннеля. Собранная информация об уникальном по ряду параметров искусственном сооружении, строительство которого было приостановлено почти на четверть века, позволила выявить немало узких мест объекта до пуска поездов. Были предсказаны, а потом реально обнаружены пустоты под основанием пути, построена карта его дефектов и разработана технология ремонта.
В Иркутском государственном университете путей сообщения создан первый на сети центр мониторинга, прогнозирования и обеспечения безопасности транспортных систем.
Решение создать центр было принято иркутскими учёными не вдруг и не сразу. С 2000 года они ведут мониторинг состояния Северомуйского тоннеля. Собранная информация об уникальном по ряду параметров искусственном сооружении, строительство которого было приостановлено почти на четверть века, позволила выявить немало узких мест объекта до пуска поездов. Были предсказаны, а потом реально обнаружены пустоты под основанием пути, построена карта его дефектов и разработана технология ремонта.
По словам проректора по научной работе ИрГУПСа Сергея Каргапольцева, заключения, выданные центром, позволят железнодорожникам вкладывать средства в содержание и развитие искусственных сооружений более планомерно.
В университете признают, что создать центр первыми из железнодорожных вузов страны удалось благодаря такому заказчику, как Восточно-Сибирская дорога. Так, у учёных появилась возможность не только проводить мониторинг и делать прогнозы по тому или иному железнодорожному объекту, но и готовить производственные рекомендации и разрабатывать новые технологии ремонта. Первым весомым результатом сложившегося тандема учёных и производственников стала программа \"Модернизация Северомуйского тоннеля\".
Как рассказала заведующая кафедрой \"Мосты и транспортные тоннели\" Наталья Быкова, на северомуйском объекте учёные отрабатывают методологию поддержки безопасности транспортных систем. Есть свои первые открытия. Например, мониторинг подземных вод позволил выявить закономерность изменения их химического состава накануне землетрясений. Функциональные параметры работы Северомуйского тоннеля сотрудники центра отслеживают в режиме реального времени.
- Конечно, железнодорожники наблюдают за состоянием тоннеля, устраняют нештатные ситуации. Но сегодня речь идёт об использовании БАМа для транзитных транспортных перевозок. Поэтому необходима оценка риска. Мы должны уметь прогнозировать нештатные ситуации и делать всё, чтобы их предотвратить, - делится мнением Наталья Быкова.
- Сейчас уже можно говорить, что в ИрГУПСе идёт формирование многофункционального центра мониторинга, прогнозирования и оценки всех составляющих системы железных дорог, - считает Сергей Каргапольцев. - В работе центра участвуют представители различных отраслей науки и инженеры-производственники.
В планах - проводить работы также на Красноярской и Забайкальской железных дорогах. Запущенный в действие университетский проект единого информационного пространства \"Космос\" позволит учёным головного ИрГУПСа оперативно собирать информацию с мест и принимать совместные решения с коллегами из филиалов вуза, расположенных в регионе деятельности этих двух дорог.

В перспективе учёные железнодорожного вуза готовы взяться за мониторинг и прогнозирование состояния искусственных сооружений объектов химической промышленности, энергетики. В планах также принять участие в создании карты риска Приангарья, население которого по-прежнему сталкивается с рядом явлений природного характера (землетрясениями, наводнениями, селями) и всё чаще - техногенного.

Лейла Мустафаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30