09 августа 2020 19:56

09 августа 2020 19:56

Татьяна Мирошниченко: Красноярская дорога - лидер по информатизации

За минувший год фондами технических библиотек и электронными ресурсами ДЦНТИ воспользовались более тридцати тысяч человек. За это время центр выдал читателям свыше полумиллиона документов. При этом дорога обеспечивается не только производственной документацией - через ДЦНТИ идёт подписка на специализированные железнодорожные журналы, в прошлом году была обеспечена подписка для 117 предприятий дороги на сумму свыше 3,6 млн. рублей. С другой стороны, наращивается спектр услуг, предоставляемых дороге, налаживается работа со всеми формами научно-технической информации.
За минувший год фондами технических библиотек и электронными ресурсами ДЦНТИ воспользовались более тридцати тысяч человек. За это время центр выдал читателям свыше полумиллиона документов. При этом дорога обеспечивается не только производственной документацией - через ДЦНТИ идёт подписка на специализированные железнодорожные журналы, в прошлом году была обеспечена подписка для 117 предприятий дороги на сумму свыше 3,6 млн. рублей. С другой стороны, наращивается спектр услуг, предоставляемых дороге, налаживается работа со всеми формами научно-технической информации.

О тенденциях, проблемах и перспективах информатизации на Красноярской железной дороге мы беседуем с начальником Дорожного центра научно-технической информации Татьяной Мирошниченко.

- Татьяна Георгиевна, минувший год стал во многом периодом реформ для вашего предприятия. Что нового появилось в деятельности центра?


- Действительно, в 2007 году ДЦНТИ сменил название - раньше мы были Дорожным информационно-библиотечным центром. Но сохранили основной профиль деятельности - ознакомление железнодорожников с новейшими достижениями отечественной и мировой науки и техники, обеспечение всех предприятий дороги необходимой технической информацией и документацией. За минувший год нашими услугами - фондами технических библиотек и электронными ресурсами - воспользовались более тридцати тысяч человек. За это время мы выдали читателям свыше полумиллиона документов. При этом обеспечиваем дорогу не только производственной документацией - через ДЦНТИ идёт подписка на специализированные железнодорожные журналы, в прошлом году мы обеспечили подписку для 117 предприятий дороги на сумму свыше 3,6 млн. рублей. С другой стороны, мы наращиваем спектр услуг, предоставляемых дороге, работаем со всеми формами научно-технической информации.
Больше стали работать с современными информационными технологиями. Например, всё программное обеспечение для дороги планирует и заказывает наш центр. За 2007 год на предприятиях внедрено 630 технических новшеств, экономический эффект от внедрения которых составил 5,63 млн. руб.
Ни одно мероприятие дороги не проходит без плакатов и стендов, которые все видели на техсоветах и селекторах. Проводятся презентации информационных ресурсов и услуг в помощь профессиональному и техническому обучению кадров. Даже мелочи, вроде вашей визитной карточки или афиш конкурса \"Мисс \"Серебряная магистраль\", также делает Красноярский дорожный центр научно-технической информации.

- А как используется такой относительно новый ресурс, как компьютерные сети?


- Сайт нашего центра, доступный в локальной дорожной сети по адресу dibc.krw.rzd, - один из самых посещаемых на КЖД и один из лучших на сети дорог. В 2007 году на нём зарегистрировано более 32 тысяч посещений. Здесь работники дороги могут ознакомиться с поступлениями новой литературы, поглядеть в электроном каталоге, какие издания доступны в наших технических библиотеках.
Одними из первых на сети мы внедрили систему электронного поиска - вы можете ввести, допустим, аббревиатуру \"СЦБ\" в поисковике и узнать, сколько информационных листков по этой теме существует на дороге. В работе с сайтом активно участвуют наши сотрудники на местах - теперь, например, на страничке Саянской технической библиотеки можно найти не только специализированные материалы, но и информацию о станции Саянская, прочитать материалы по истории и сегодняшнему дню Рыбинского района, узнать, как выглядит его герб.

В 2007 году мы ввели и новую услугу - доставку документов специалистам в электронном виде. Не вставая из-за рабочего стола, вы можете теперь зайти в электронный каталог и получить нужную документацию на ваш компьютер. Это чрезвычайно удобно, особенно на периферийных станциях, имеющих компьютерную сеть.
Ознакомление с документами в электронном виде будет становиться всё более популярной формой работы, поэтому все новые поступления мы в обязательном порядке переводим в цифровой вид. Кстати, программа учёта новой литературы разработана нашими специалистами на основе специализированной каталожной системы \"Ирбис\" и не имеет аналогов на сети.

Ведётся в центре и работа по оцифровке каталога специализированной литературы. Очень часто инженерам требуются, например, старые выпуски железнодорожных журналов, которые можно найти только в Красноярской технической библиотеке. Ехать же, например, из Абакана или Ачинска, чтобы прочитать короткую статью, весьма непроизводительно. Оцифровка архива такого рода литературы позволяет решить проблему. Сейчас мы уже отсканировали выпуски специальных журналов 10 - 20-летней давности.

Наконец, стоит упомянуть и о том, что сейчас ДЦНТИ Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог объединились в единую корпоративную сеть. Теперь, когда нам нужно издать какую-либо единую для всех дорог инструкцию, мы можем не разрабатывать её отдельно в каждом центре, а воспользоваться одним образцом. Также и читатели со временем смогут, сидя на работе в Красноярске, использовать информацию, находящуюся в технических библиотеках Иркутска и Владивостока.

Наступивший 2008 год уже принёс одно новшество - с 1 января мы \"заморозили\" традиционный бумажный каталог. Теперь знакомые всем картонные карточки уйдут в прошлое, а нужную литературу будет выбрать гораздо проще с помощью компьютера. Параллельно проводим и штрих-кодирование литературы, которое позволит ускорить процедуру получения нужного документа. Вам не потребуется заполнять специальный формуляр, а библиотекарю - возиться с бумажным читательским листком. С февраля 2008 года запустим пилотный проект - система получения книг по штрих-коду заработает в Красноярской технической библиотеке, со временем же планируется распространить эту практику на всю сеть.

- Чем будет примечателен 2008 год для Красноярского ДЦНТИ?

- Во-первых, в августе Красноярск станет на какое-то время информатизационной столицей отрасли. Здесь пройдёт одно из важнейших сетевых мероприятий ОАО \"РЖД\" - школа передового опыта \"Организация системы научно-технической информации филиалов ОАО \"РЖД\" и их взаимодействие\".

- Почему именно Красноярск выбран местом проведения этой школы?

- В ходе реформирования ОАО \"РЖД\" усилилась автономность подразделений, ряд из них стал самостоятельными предприятиями, соответственно, возникла и проблема соотнесения информации - нормативов, документации. На некоторых дорогах, например, есть такая проблема: предприятие отделилось от дороги и фактически попало в информационный вакуум. Новая специализированная литература от дороги к ним не поступает, о производственных новинках на предприятии не знают, технические кабинеты не обновляются. В Москве сейчас поняли, что с этой ситуацией надо что-то делать. Принимаются меры для того, чтобы объединит ь небольшие технические библиотеки с дорожными научно-техническими центрами. На четырёх же дорогах, в том числе Красноярской, такое объединение произошло уже в 1997 году (тогда оно было осуществлено в опытном порядке). Вот в августе сеть и приедет перенимать у нас опыт.
Есть и ещё один фактор, сыгравший за нас. Положение по части информатизации у КрасЖД сейчас лучшее на сети. По итогам деятельности наш центр в 2006 году занял первое место в отраслевом соревновании. Итоги 2007 года ещё не подведены, но также планируем быть в числе лидеров.

- За счёт чего удалось достигнуть этого успеха?

- В первую очередь потому, что даже в самые непростые реформенные годы мы продолжали работать с техническими кабинетами дороги и сохраняем эту связь. Далеко не на всех дорогах местные центры согласились взять на себя такую обузу - обеспечивать литературой кабинеты на небольших станциях.
Сравните цифры: крупнейшие дороги обеспечивают по десять, максимум двадцать библиотек на больших станциях. А у нас есть десять линейных библиотек и 289 технических кабинетов, фонды которых также комплектуем. По численности работников мы занимаем всего лишь четырнадцатое место на сети, зато по объёму новых поступлений в фонд (112 тысяч экземпляров в 2007 году), книговыдаче и количеству посещений обгоняем все другие дороги в несколько раз.
Благодаря этому красноярским железнодорожникам необходимая техническая информация поступает быстрее и полнее, чем на других дорогах. Информационное обеспечение работников любой периферийной станции вроде Тагула на нашей дороге не хуже, чем у многотысячных железнодорожных \"армий\" Перми или Тольятти.


Цифра

24 тонны книг за один год проходит через Красноярский ДЦНТИ.

Факты

Первая техническая библиотека была организована в Красноярске в 1934 году. В 1997-м был образован Дорожный информационно-библиотечный центр. В марте 2007-го предприятие переименовано в Дорожный центр научно-технической информации. Сейчас в Красноярском ДЦНТИ 5 отделов, 10 библиотек - филиалов на узловых станциях. Численность сотрудников центра - 33 человека.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29