22 января 2022 05:39

22 января 2022 05:39

фото: Елена Юрисова

По дороге в «Гринландию»

Впервые в России представлена транспортная новелла «Паровозик»

На сцене Красноярского театра кукол состоялась премьера спектакля «Паровозик» по рассказу английского писателя Грэма Грина. Премьеру смело можно назвать эксклюзивной, поскольку произведения этого автора не ставил ещё ни один театр в России.
Спектакль красноярцы создавали совместно с командой из Санкт-Петербурга. Автор инсценировки ‒ Гульнара Насырова, режиссёр и театральный художник ‒ лауреаты Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» Анна Иванова-Брашинская (Россия/Финляндия) и Эмиль Капелюш. Куклы и объекты изготовила Татьяна Стоя.

Вопрос, почему Грэма Грина не ставили в России, имеет примерно столько же ответов, сколько и вопрос о том, почему писатель так и не получил Нобелевскую премию по литературе, хотя номинировался на неё несколько раз.

Если говорить про «нобелевку», есть версия, что причина ‒ шведский академик, поэт и романист Артур Лундквист, который среди прочих заслуг был и лауреатом международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» 1957 года. Он заявил, что этот «детективный автор» получит Нобелевскую премию только через его, Лундквиста, труп. Оба – и не добившийся высокой награды писатель, и принципиальный академик – умерли в 1991 году.

В «Гринландии» (так ещё при жизни писателя называли страну его книг) «Паровозик» находится в «архипелаге» четырёх иллюстрированных транспортных новелл и имеет мало общего с политически острыми и психологически тонкими детективами, которыми прославился этот автор. Но общее всё же есть. Это стремление вырваться за грань повседневности в поисках ярких ощущений, пойти навстречу страхам и прийти в итоге к самому себе, настоящему. Даже если весь путь туда и обратно – всего 16 километров.

«Паровозик» ‒ сказка о взрослении, инициации, которые часто подразумевают побег и большое приключение. И оттуда уже невозможно вернуться прежним.

Итак, главный герой Паровозик, никогда и никуда не выезжавший дальше своей Сонной деревни, решает отправиться в большой мир. «Свобода, свобода, свобода!», ‒ радуется он. А глядя на него удивляются Жеребёнок, Черепаха и Ёж, которые наперегонки отправляются за ним, устроив из этого большое соревнование.

Актёры, управляющие винтажными куклами из разных разностей, всё время действия находятся на сцене.

Визуальный ряд погружает зрителей в сказку, как пассажиров в вагоны. Все железнодорожные детали очень убедительны вплоть до тупика, сложенного из шпал. Пространственное решение учитывает особенность зрительного зала ‒ большой проход между рядами кресел.

‒ Мы с художником придумали туннель, он выносится со сцены в зал, зритель оказывается перед ним и ему гораздо легче представить себя на месте главного героя, – рассказывает Анна Иванова-Брашинская. ‒ В японском театре такой подиум называется «Дорога цветов», а у нас это та самая железнодорожная ветка, по которой Паровозик отправляется в большой мир навстречу приключениям, навстречу своей мечте. И, конечно, это «сюрпризное» пространство для наших зрителей.

Маленькие зрители оказываются не напротив сказки, а внутри неё, включёнными в действие, и оторваться от него уже невозможно до самого финала.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале Gudokru. Подписывайтесь, друзья!
Мария Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30