18 октября 2021 07:44

18 октября 2021 07:44

фото: Владимир Литвинов

На пути к эталону

Мониторинг фактического состояния и совершенствование организации труда позволяют предприятиям дороги улучшать показатели

Итоги первого года работы подведены в Центре повышения эффективности труда персонала. Двенадцать месяцев – срок небольшой, но сотрудники этого подразделения успели реализовать несколько важных для всей Красноярской железной дороги проектов.
2-2.jpg
Дмитрий Голубев, начальник центра повышения эффективности труда персонала Красноярской железной дороги

– Дмитрий Викторович, какие задачи сегодня решает подразделение, которое вы возглавляете, и чего удалось достичь с момента его создания?

– Свою работу центр начал во втором квартале 2020 года. Его создание проходило при активной поддержке руководства Красноярской железной дороги и Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД». На сети дорог наш Красноярский центр является самым молодым, поскольку на других полигонах такие подразделения начали создаваться ещё в 2019 году. Они были организованы на базе действующих дорожных лабораторий методов и нормирования труда.

По итогам 2020 года наши специалисты успешно реализовали восемь проектов. В целом же на сети ОАО «РЖД» за прошлый год было реализовано более 240 проектов исследований, направленных на обес­печение роста производительности труда, поиск резервов повышения эффективности производства и труда персонала.

В числе проектов, подготовленных нашими специалистами и внедрённых на полигоне дороги, – три местных локальных нормативных акта по труду, регулирующих нормы численности персонала. Разработаны также прогрессивная норма времени под изменение объёма работы и методические указания по оптимальной организации режима труда и отдыха в подразделении при существующей единой технологии производства работ. Ещё два наших проекта ориентированы на повышение качества расчётов численности персонала и оценку баланса рабочего времени административно-управленческого штата органа управления Красноярской железной дороги.

По завершению каждого проекта мы подготовили для соответствующих предприятий комплекс предложений по повышению эффективности труда персонала. Общий экономический эффект составил 3,7 млн рублей.

Кроме того, в прошлом году наши специалисты выполнили 37 проверок проектов нормативов по труду. По их итогам мы подготовили ряд предложений, например, по изменению методики расчётов численности работников в дирекции пассажирских обустройств и дистанциях гражданских сооружений.

– Как организована работа над проектами?

– У каждого проекта своя специфика. Это и объект исследования, и применяемые инструменты анализа, поиска потерь и нормирования труда. Поэтому на каждую отдельную тему мы разрабатываем и официально утверждаем паспорт проекта, который содержит полную информацию о составе рабочей группы. Составляем подробную дорожную карту мероприятий проекта, определяем сроки их реализации с указанием применяемых инструментов анализа, планируемого на выходе продукта и эффекта. Следующим шагом становится поэтапная практическая реализация запланированных мероприятий. Среднее время работы над одним проектом составляет шесть месяцев. Некоторые проектные исследования реализуются в течение всего года из-за производственной специфики трудовых процессов и большого количества предприятий, для которых актуальна эта тематика.

– Каковы планы центра на текущий год?

– В 2021 году мы планируем реализовать 16 проектов. Их распределение по региональным филиалам следующее: по четыре проекта в дирекциях управления движением и инфраструктуры, четыре проекта по подразделениям регионального центра корпоративного управления (РЦКУ), два – в дирекции тяги и по одному – в дирекциях железнодорожных вокзалов и по ремонту пути.

Параллельно в этом году ведётся работа по другим направлениям. Например, в пяти службах, действующих на полигоне дороги, мы занимаемся нормированием административно-управленческого штата. Практически во всех хозяйствах дороги проводим проверки в производственных условиях актуализированных нормативов по труду и ведём сбор данных для разработки новых нормативов.

Во второй половине года в хозяйстве инфраструктуры планируется начать работы по расширению функциональности ЕК АСУТР по нормированию труда с применением данных видеосъёмок – в части поинструментального обучения системы «Машинное зрение». Мы собираемся охватить видеосъёмками достаточно большой перечень работ по текущему содержанию пути: 36 видов, 86 подтипов различных работ, изучить полученные данные и обеспечить их загрузку на специализированный портал ОАО «РЖД».

Стоит упомянуть о ещё одном важном направлении, которым мы занимались в первом квартале. Это масштабная оценка эффективности использования трудовых ресурсов с использованием параметрического анализа.

Мы исследовали производственно-финансовые и экономические показатели по основным группам направлений деятельности подразделения. Таких групп всего семь, от подбора и подготовки персонала до нормирования и создания должных условий труда, от производственной дисциплины до методов материального стимулирования. Каждая группа имеет свои конкретные ключевые показатели, всего их 33. По каждому предприятию мы заполнили так называемую мат­рицу параметрического анализа – особую форму, которая позволяет наглядно представить комплекс показателей, а для обобщения данных использует элементы автоматизированного расчёта математических моделей и построения диаграмм. В результате по каждому подразделению мы определили, насколько фактическое состояние уровня организации труда соответствует оптимальному уровню. На основе этой оценки мы смогли составить рейтинг подразделений, действующих на полигоне Красноярской железной дороги за прошлый год.

– Кто же стал лидером этого рейтинга?

– По полученному интегральному показателю эффективности использования трудовых ресурсов лучшим предприятием в итоговом рейтинге за 2020 год среди функциональных филиалов стал Красноярский региональный общий центр обслуживания. Именно наши бухгалтеры показали лучший результат в части эффективности использования трудовых ресурсов, обусловленного нормами трудового законодательства России, нормативными документами ОАО «РЖД», задачей повышения экономической эффективности производства, принятой в долгосрочной программе развития компании.

Среди линейных предприятий в функциональных филиалах также были определены лидеры. В их числе – эксплуатационное вагонное депо Боготол (дирекция инфраструктуры), Красноярский центр организации работы станций (дирекция управления движением), эксплуатационное локомотивное депо Ачинск (дирекция тяги), подразделение Красноярской дирекции связи в Абакане и Уярская дистанция электроснабжения (дирекция по энергообеспечению).

Ведение рейтинга мы будем продолжать и в дальнейшем. Результаты этой работы позволяют подразделениям вести мониторинг фактического состояния организации труда, нарабатывать базу решений возможных проблем, выстраивать работу по достижению показателей «эталонного предприятия» – то есть максимально эффективного, производительного и безопасного. Материалы исследования направлены в адрес руководителей для анализа и принятия управленческих решений.
Артём Яковлев