18 октября 2021 07:00

18 октября 2021 07:00

фото: архив Павла Мощенко

Таблица умножения как входной контроль

Машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Ачинск-1 Павел Мощенко задаёт неожиданные вопросы новобранцам-локомотивщикам

Он способен за несколько минут определить, выйдет ли толк из нового помощника машиниста, когда молодёжь, получив «корочки», приходит устраиваться на работу в депо.
Свой метод «входного контроля» машинист-инструктор отрабатывал десять лет. В нём нет ничего необычного – просто знание основ психологии и жизненный опыт.

– Я задаю пару вопросов по таблице умножения, чтобы определить, насколько глубоко закрепляются знания молодых машинистов и какова скорость их реакции, – говорит Павел Мощенко. – Иногда спросишь, к примеру, сколько будет 7 умножить на 7, и видишь круглые глаза.

Между тем, в пути следования локомотивным бригадам часто приходится делать расчёты скорости для обеспечения соблюдения графика движения поездов, определять необходимое количество тормозных башмаков и ручных тормозов в зависимости от веса поезда, учитывать показатели загрузки вагонов и профиля пути. Нужно уметь быстро и правильно действовать в нестандартной ситуации. Поэтому таблица умножения – простейший, но показательный экспресс-тест.

Кроме этого, Павел Мощенко интересуется службой в армии. Он твёрдо уверен, что армейская выучка, как бы к ней ни относились, делает мальчика мужчиной. Дисциплина и выносливость – качества, которые пригодятся машинистам и помощникам в работе. Многие, устраиваясь в депо, этого не понимают, а потом увольняются, не выдержав графика поездок, физической нагрузки и бессонных ночей.

Также инструктор отмечает разницу двух поколений локомотивщиков. Те, кто рождён в 1970–1980 годах, ставят работу во главу угла, понимают необходимость дисциплины и субординации, готовы самостоятельно получать знания и повышать квалификацию в специализированных учебных заведениях.

Молодёжь 1990–2000 годов рождения не считает работу самой главной частью своей жизни, у них много других интересов и есть стремление попробовать силы в разных сферах. Тем не менее, многие из них, даже уволившись с транспорта и поработав в других сферах, начинают ценить стабильность и уровень заработной платы на железной дороге, и через некоторое время возвращаются в депо.

– Это, конечно, общие тенденции, – подчёркивает Павел. – Все люди разные, к каждому нужно искать индивидуальный подход.

Эту задачу тоже решает его собеседование. Павел разговаривает на разные темы с каждым новичком в своей грузопассажирской колонне. Далее «новобранцам» предстоит совершить шесть поездок треть­им лицом, посетить положенное количество техзанятий и планёрное совещание, и только после этого они смогут приступить к самостоятельной работе.

Но на этом общение с инструктором не прекращается. Отныне штудировать рабочие инструкции, руководство по эксплуатации тепловозов и прочие нормативные документы бригады, закреплённые за Павлом Мощенко, будут каждую неделю. Также им предстоит встречаться при выполнении контрольно-инструкторских и контрольно-заключительных поездок. Последние производятся для того, чтобы выдать заключение на новый участок работы, новую серию локомотива или смену вида движения.

– Например, машинист десять лет водил грузовые поезда, а теперь хочет «пересесть» на пассажирские, – рассказывает Павел. – Я ставлю его в график на четыре поездки третьим лицом с действующей локомотивной бригадой. Таким образом он набирается практического опыта. После этого сдаёт экзамен на знание нормативной документации и вождение пассажирских поездов. И только после выполнения контрольно-заключительных поездок я даю заключение, что он готов к этой работе.
Дарья Кот