18 октября 2021 08:05

18 октября 2021 08:05

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: пресс-служба КрасЖД

Вклад в техническое творчество

В 2021 году более тысячи авторов представят свои рационализаторские идеи для развития Красноярской железной дороги

Завтра, 26 июня, в России отмечается День изобретателя и рационализатора, который был учреждён академией наук СССР в 1979 году. На Красноярской железной дороге ежегодно проводится конкурс технического творчества «Идея», который выявляет самых талантливых и эффективных рационализаторов.
ПЗК1-4.jpg
Елена Мартынова, инженер службы технической политики Красноярской железной дороги, куратор вопросов рационализаторской деятельности

– Елена Алексеевна, каковы тенденции технического творчества в области рационализации на полигоне дороги?

– Сейчас завершается дорожный этап конкурса «Идея–2021».

В прошлом году из-за эпидемиологических ограничений конкурсы технического творчества на сетевом уровне не проводились, но в этом году традиция повышения престижа рационализаторской и изобретательской деятельности снова продолжилась. Лучшие работы дирекции и службы оформили и отправили в Москву, где будет проходить сетевой конкурс. Центр инновационного развития ОАО «РЖД» предполагает подвести итоги конкурса до 31 июля.

На полигоне дороги также утверждён план рационализаторской работы территориальных дирекций и служб на 2021 год. Всего запланировано к внедрению 1406 рационализаторских предложений с общим планируемым экономическим эффектом в размере более 17 миллионов рублей.

Ожидается, что в рационализаторской деятельности примут участие порядка тысячи авторов, около трёхсот из которых – молодые люди в возрасте до 35 лет.

– Какие подразделения полигона дороги зарекомендовали себя как самые активные?

– Лидерами по количеству внедряемых новых технологий станут подразделения службы автоматики и телемеханики и служба вагонного хозяйства Красноярской дирекции инфраструктуры: эти коллективы запланировали внести 157 и 143 рационализаторских предложения соответственно. Следующие в рейтинге – энергетики и подразделения дирекции тяги: 225 и 224 рацпредложения соответственно. На пятом месте по количеству находится дирекция связи, где до конца года работники внедрят 105 рационализаторских предложений.

Если рассматривать первую пятёрку лидеров с точки зрения экономического эффекта, расклад немного изменится. На первом месте с общим планируемым экономическим эффектом в размере 3,36 миллиона рублей по итогам года планируют выступить вагонники. Следом с итоговым эффектом в 2,28 миллиона идут подразделения хозяйства пути Красноярской дирекции инфраструктуры. Замыкает тройку лидеров с эффектом в 2 миллиона рублей дирекция по ремонту пути. На четвёртом и пятом месте по суммарному ожидаемому экономическому эффекту находятся связисты (1,9 миллиона рублей) и энергетики (1,5 миллиона рублей).

– Какова технология внедрения рационализаторских предложений начиная от стадии возникновения идеи до подписания итоговых документов?

– Главный инженер Красноярской железной дороги Иван Иванович Регер подписал приказ об организации рационализаторской работы на 2021 год. Этот документ регламентирует развитие технического творчества работников нашей дороги и повышение активности рационализаторов. В рамках приказа утверждается план работы в этой сфере территориальных дирекций, служб, их структурных подразделений, а также форма ежеквартального оперативного отчёта о ходе рационализаторской работы.

В свою очередь, главные инженеры служб, дирекций и структурных подразделений назначают ответственных по рационализаторской деятельности. В их число обязательно входит руководитель, ответственный исполнитель работ и сотрудник финансово-экономического отдела.

Затем все ответственные работники знакомятся с плановыми показателями по рационализаторской работе и постоянно контролируют ход выполнения плана, а также готовят ежеквартальный оперативный отчёт, который предоставляют в службу технической политики Красноярской железной дороги.

В 2021 году продолжается ввод всех рационализаторских предложений в автоматизированную систему управления предложениями работников ОАО «РЖД» на основе «4И». В эту программу загружаются данные по мере готовности рационализаторских предложений, а отчёт о загрузке предоставляется в службу технической политики. Кроме того, в модуль НТО-9 автоматизированной системы СУПР «4И» вносятся сведения в раздел полугодовой отчётной формы «О состоянии рационализаторской деятельности». Помимо этого в систему вносятся данные о затратах на рационализаторскую деятельность, согласованные с экономическим отделом службы, дирекции или структурного подразделения.

– Какие нормативные документы регламентируют рационализаторскую деятельность на магистрали?

– Напомню, что рационализаторская деятельность на Красноярской дороге ведётся в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 3 марта 2014 года №552р и изменениями к нему от 10 декабря 2014 года и 11 марта 2015 года, где подробно описаны единые методические подходы к рационализаторской деятельности и развитию массового технического потенциала работников. Также этот документ в целях распространения рационализаторских предложений средствами научно-технической информации предписывает обеспечить на них оформление информационных карт и информационных листков.

– О каких результатах этого года уже можно рассказать читателям «КЖ»?

– В настоящее время подведены итоги рационализаторской работы структурных подразделений полигона Красноярской железной дороги за первый квартал, а в июле будут готовы сводные данные за полугодие.

Согласно отчёту, в первом квартале успешно реализованы 346 рационализаторских предложений, что составляет ровно четверть годового плана.

Так, служба пути Красноярской дирекции инфраструктуры и дирекция связи досрочно перевыполнили план.

Остальные подразделения либо выполнили план в стопроцентном объёме, либо перевыполнили его.

Что касается экономического эффекта, с перевыполнением плана работает дирекция управления движением, а также служба автоматики и телемеханики, дирекция по ремонту тягового подвижного состава и дирекция по ремонту пути. При этом немало работы ещё впереди.

Уверена, что все дирекции полигона преуспеют в своих показателях.

– Какова материальная мотивация работников полигона магистрали, которые активно принимают участие в рационализаторской деятельности?

– В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» (от 3 марта 2014 г. №552р) размер вознаграждения за одно рационализаторское предложение не может быть менее двух тысяч рублей. Также размер вознаграждения за использование предложения зависит от размера годового экономического эффекта и составляет от 9 до 11% выплаты от суммы экономического эффекта.

По итогам первого квартала 2021 года авторам рационализаторских предложений выплачено вознаграждений на сумму более 1,9 миллиона рублей.

Также положение о дорожном смотре-конкурсе изобретений и рационализаторских предложений «Идея–2021» предусматривает награждение победителей конкурса дипломами и денежными премиями: за первое место – 30 000 рублей; за второе место – 20 000 рублей; за третье место – 10 000 рублей. Есть и поощрительная премия, размер которой составляет 3 000 рублей.

ПЗК1-2.jpg

Дарья Кот