14 мая 2021 16:17

14 мая 2021 16:17

фото: архив ДЦНТИБ

«Машина времени» в подшивке

Первый номер «Красноярского железнодорожника» вышел из типографии в апреле 1936 года, 85 лет назад. На протяжении десятилетий газета вела хронику жизни магистрали. Из архивов «КЖ» мы можем узнать, чем жила дорога и двадцать, и тридцать, и восемьдесят лет назад. В этом выпуске мы открываем новую рубрику, в которой «прогуляемся» по страницам «КЖ» разных лет.
В первые свои годы «Красноярский железнодорожник» издавался на четырёх страницах.

В 1940-х, в военную пору, газета временно «худела» до двух страниц, но потом наращивала объём, и позднее даже выходила на 16 страницах.

Из тиражей «КЖ» самого первого, 1936 года, в архивах сохранились всего несколько выпус­ков. Газета тогда выходила в свет на четырёх страницах и стоила 10 копеек за номер.

Номера были хотя и чёрно-белые, но зато богато иллюстрированные, причём как фотоснимками, так и рисунками. В редакции имелся собственный художник – К. Беспятых.

О чём писала газета 85 лет назад? Главное содержание выпусков, как и сегодня – это дела железнодорожные.

Сводки по погрузке и выгрузке, соревнование между отделениями магистрали (в ту пору на дороге их было четыре: Красноярское, Ужурское, Иланское и Боготольское).

Существовала специальная рубрика «Стахановская школа Красноярского железнодорожника», в которой лучшие работники магистрали делились своим производственным опытом.

Материалы в рубрике были сугубо технические, вплоть до подробных деталей того, как именно надо, например, обтачивать шурупы. И хотя такие подробности были интересны не каждому читателю, всё же находились фанаты, которые использовали газету как практическое пособие – вырезали заметки и даже вешали на рабочих местах.

Значительную часть материалов в газету писали сами железнодорожники. К слову, большинство из таких текстов носили критический характер.

«Из рук вон плохо работают строители», «Нужно удлинить пути на ст. Бугач!», «Красноярская МПС проваливает выполнение плана» – названия заметок говорят сами за себя.

В Кемчуге обветшала железнодорожная баня, на Ачинском вокзале затянулся ремонт печки, в Камарчаге работник водокачки повадился ходить на работу пьяным, а в Козульке машинисту Николаеву подали суп с мухами… В газете находилось место для обсуждения любой проблемы.

Впрочем, одной критикой дело не ограничивалось. Так, неожиданными героями магистрали в 1936 году стали… два пионера и один дошкольник. Причём героями заслуженными, ведь каждый из них, ни много ни мало, предотвратил сход поезда.

«Пионеры Нижне-Ингашской школы Юра Антипин и Вова Ружиков вблизи станции Ингашская обнаружили лопнувший рельс и сейчас же сообщили начальнику станции. Они предотвратили крушение шедшего пассажирского поезда», – сообщает газета.

Похожий поступок совершил и дошкольник Вова Ерошевич.Шестилетний сын бригадира 2-й дистанции пути тоже обнаружил дефектный рельс. Благодаря внимательности ребёнка была своевременно предотвращена авария поезда №78.

Юные спасители поездов были награждены благодарностью от руководства дороги и получили солидное вознаграждение. Пионерам вручили по 150 рублей, а шестилетнему Владимиру Ерошевичу почему-то всего 100 рублей. Впрочем, и эта сумма по ценам 1936 года была весьма солидной. На неё дошкольник Ерошевич мог приобрести, например, пять футбольных мячей, десять гусей, кожаные ботинки или тысячу номеров газеты «Красноярский железнодорожник».
Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31