26 мая 2020 19:32

26 мая 2020 19:32

фото: РГО

Заполярные перспективы

Географическая экспедиция поможет уточнить маршрут железнодорожной линии на Таймыр

Русское географическое общество (РГО) на прошлой неделе открыло второй полевой сезон экспедиции «Трансполярная магистраль». Первый его этап пройдёт на территориях Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края. Участники экспедиции проведут исследования, результаты которых лягут в основу определения целесообразности прокладки новой железнодорожной линии Коротчаево – Игарка – Норильск.
В состав экспедиционной группы РГО вошли представители Российского университета транспорта (МИИТ) и Военно-топографического управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. Координатором проекта от Ямала выступил Российский Центр освоения Арктики при поддержке правительства Красноярского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и ПАО «Газпром».

Маршрут экспедиции, которая продлится до 5 апреля, проложен вдоль строившейся в 1949–1953 годах трассы, известной под названием «стройка №503». Участники экспедиции отмечают, что обновлённый проект железнодорожной линии на север Красноярского края в общих чертах будет повторять трассу сталинской заполярной дороги.

– Это была великая стройка, – отметил директор департамента экспедиционной деятельности РГО Сергей Чечулин. – Она велась в тяжелейших условиях и, отмечу, не прерывалась зимой.

Строительство Трансполярной магистрали по маршруту Чум – Салехард – Коротчаево – Игарка велось в середине ХХ века, но после смерти Сталина стройка была заброшена.

Возобновление проекта планировалось неоднократно, однако активные работы на Севере начались лишь в минувшем десятилетии. Первым этапом реализации обновлённого проекта стала магистраль «Северный широтный ход» протяжённостью свыше 700 км, проходящая по участку Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево. На трассе на данный момент выполнены геологические и геодезические работы, ведётся подготовка к началу активной строительной фазы. Ожидается, что прокладка магистрали будет осуществлена в течение текущего десятилетия.

Следующим этапом транспортного освоения русской Арктики является железнодорожный участок Коротчаево – Игарка общей протяжённостью более 500 км. Его строительство включено в стратегию развития железнодорожного транспорта России с перспективами дальнейшего продления участка до Дудинки и Норильского промышленного узла.

Уточнение возможного хода будущей трассы и стало ключевой целью экспедиции «Трансполярная магистраль». В ходе первого, рекогносцировочного этапа, прошедшего в апреле 2019 года, участники определили и нанесли на электронную карту характерные точки, барьерные места и переходы через естественные препятствия по возможной трассе будущей железной дороги.

– Экспедиция прошла по маршруту легендарной 503-й стройки, – подвёл итоги рекогносцировочного этапа экспедиции директор Российского Центра освоения Арктики Андрей Умников. – Проведена разведка местности, зафиксированы участки и брошенные объекты недостроенной дороги.

В ходе второго полевого сезона весной этого года на 19 контрольных точках перспективного маршрута будут сняты показания с приборов учёта постов геотермического мониторинга (ПГТМ), установленных осенью прошлого года в ходе первого полевого сезона. Кроме того, участники проекта установят несколько новых ПГТМ и отберут образцы грунтов для лабораторного изучения.

Маршрут стартовал на территории Ямало-Ненецкого округа, а завершится на берегах Енисея. Участники экспедиции выдвинулись из Нового Уренгоя и в течение первой рабочей недели вели работы в селе Красноселькуп, где установили новый прибор геотермического мониторинга. Анализ данных, получаемых с приборов учёта ПГТМ, поможет учёным сформировать рекомендации о возможных маршрутах прокладки железнодорожной линии Коротчаево – Игарка – Норильск и принципах её сооружения на различных типах грунтов. Такие рекомендации, в свою очередь, будут востребованы в процессе обоснования целесообразности строительства линии для освоения природно-сырьевых ресурсов и улучшения транспортной доступности арктических регионов страны.

Из Красноселькупа участники экспедиции на снегоходной технике направились в район нежилого посёлка Янов Стан, где в ближайшие дни будут снимать показания с двух ранее установленных приборов учёта. На этом труднодоступном участке маршрута и далее экспедиционную группу сопровождают местные проводники и профессиональный спасатель из службы «Ямалспас».

В состав экспедиции включены и представители нашего региона. В частности, участником стал Павел Кочкарёв, директор Центральносибирского заповедника, расположенного по среднему течению Енисея и в Эвенкийском муниципальном районе. Он отметил, что деятельность экспедиции носит не только изыскательский, но и исторический характер. Ведь её маршрут совпадает с трассой, которой шли первые русские исследователи Сибири.

– По тем местам, где мы сейчас находимся, проходили Дежнёв, Лаптев и, возможно, Хабаров, – рассказал Павел Кочкарёв. – Вполне вероятно, что и места ночёвок у нас совпадают с теми, что выбирали наши прославленные предшественники, исследователи прошлых веков.

Стоит отметить, что ранее на территории Красноярского края Русское географическое общество уже реализовало крупный исследовательский проект, связанный с развитием железнодорожной сети. Речь идёт о международной археолого-географической экспедиции «Кызыл – Курагино». Она работала в 2011–2015 годах на территории, где планируется построить одноимённую железную дорогу. В экспедиции приняли участие свыше 500 ведущих российских и зарубежных учёных-археологов и более 2500 волонтёров из 50 стран.

За время раскопок были обнаружены сотни уникальных исторических объектов, которые направлены на изучение в Санкт-Петербургский институт истории материальной культуры РАН. В дальнейшем наиболее примечательные из них пополнят коллекции музеев Красноярска и Минусинска.

Как отметил директор Красноярского краевого отделения Русского географического общества Игорь Спириденко, планируется и в дальнейшем уделять приоритетное внимание исследованию территории края, в частности, его северных районов. Так, одной из инициатив краевого отделения является проект создания в Красноярске парка-музея освоения Севера. Предполагается, что он разместится на острове Молокова в центре города.

– Красноярский край – это огромный регион России с традициями, заложенными ещё первопроходцами, которые необходимо сохранить и приумножить, – отметил Игорь Спириденко. – Кстати, одним из исходных импульсов в становлении Русского географического общества были открытия, сделанные именно на территории Севера нашего края путешественниками России в разное время. Имена Миддендорфа, Бегичева, Челюскина, Прончищева, Лаптевых, Урванцева, героическая оборона Диксона и красноярская авиатрасса «АлСиб» во время Великой Отечественной войны, промышленное освоение Севера, «золотая лихорадка», развитие Северного морского пути и создание полярной авиации, а также много других тем напрямую связаны с историей и географией российского Севера.
Артем Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31