08 апреля 2020 00:09

08 апреля 2020 00:09

фото: Владимир Литвинов

Первый диплом на пути в профессию

Красноярская детская железная дорога меняет образовательный формат

После получения лицензии на образовательную деятельность инструкторы переведены в должность преподавателей, а юным железнодорожникам предлагают двухступенчатую форму обучения, аналогичную делению на магистерскую программу и бакалавриат в вузе. По окончании четырёхлетнего или шестилетнего курса обучения дети будут получать выпускной документ о начальном железнодорожном образовании.
2-1.jpg
Николай Ещенко, начальник Красноярской детской железной дороги

– Николай Борисович, с чем связаны эти нововведения?

– Компания «РЖД» проводит глобальную модернизацию малых магистралей под руководством департамента управления персоналом. На базе детских железных дорог открылись технопарки «Кванториумы» в Волгограде, Екатеринбурге, Чите, Иркутске и Южно-Сахалинске. На нашей дороге планируется построить новый учебный корпус по проекту архитектора Владимира Медиевского, который будет воспроизводить облик первого здания вокзала Красноярск 1895 года.

На стадии обсуждения идей мы с коллегами видели будущий учебный корпус капитальным двухэтажным зданием, или объединённым с локомотивным и вагонным депо, но в итоге проект был уточнён и адаптирован к месту. Связано это с тем, что земельный участок для строительства входит в границу территории объекта, имеющего статус «Памятное место, связанное с историей и культурой города». В содержание такого объекта, подлежащего обязательному сохранению, в том числе входит трассировка аллей и дорожек, соотношение озеленённой и неозеленённой территории парка, элементы исторического благоустройства. Этим и обусловлен выбор, который сделала творческая группа проектировщиков. Внешний облик здания вписывается в ансамбль исторического квартала и выходит фасадом на улицу Горького.

По проекту внутри будут обустроены современные технологичные учебные помещения. В том числе, классы «Путевое хозяйство», «Локомотивное хозяйство», «Организация движения поездов», «Охрана труда», «Дополненная и виртуальная реальности», «3D-моделирование и робототехника».

Частично оборудование для новых классов уже получено: манекен «Гоша» для отработки навыков оказания первой помощи, компьютеры с графическим программным обеспечением для трёхмерного проектирования, 3D-принтер и 3D-сканер для занятий по моделированию и робототехнике, тренажёрный комплекс «Пульт ДСП». В этом году ожидаем поставку учебного оборудования для класса путевого хозяйства, где среди прочего будет и тренажёр для виртуальной отработки действий дежурного по переезду.

– Какие изменения в учебной программе ожидают юных железнодорожников?

– В 2019 году Красноярская детская железная дорога получила лицензию на право заниматься дополнительным образованием детей. Процесс обучения будет круглогодичным. Все наши инструкторы уже переведены на должности преподавателей. Утверждены учебные программы по общему курсу железных дорог, а также по трём специальностям: «Машинист и помощник машиниста», «Дежурный по железнодорожной станции», «Проводник пассажирского вагона». Предполагается по окончании учебного курса выдавать сертификаты, так что у наших выпускников будет официальное свидетельство о начальном железнодорожном образовании. В планах перейти на два варианта обучения: четырёхгодичный и шестилетний курсы.

– Что-то вроде бакалавриата и магистерской степени, только для начального образования?

– Мы решили унифицировать учебный процесс. На сегодняшний день к нам поступают пятиклассники, они выпускаются в восьмом классе и продолжают приходить к нам в качестве волонтёров, потому что полюбили малую магистраль, привыкли. Но до поступления в техникум остаётся год, а до вуза – целых три, и юные железнодорожники могут растерять полученные знания или потерять связь с профессией. К примеру, увлечься творчеством или наукой и, в результате, отказаться от намерения поступать в отраслевое учебное заведение. Мы как профориентационное подразделение заинтересованы в обратном, чтобы как можно больше наших воспитанников приняли решение связать свою жизнь и карьеру с холдингом «РЖД».

Именно с этой целью мы меняем формат, и 2020 год будет переходным. С одной стороны, мы уже приняли группу ребят, которые начали обучение с февраля. А в ноябре к нам придёт ещё одна группа первокурсников, потому что теперь именно осенью будет проводиться набор юных железнодорожников на первый год обучения. Но уверен, мы с коллегами справимся с этим переходным периодом, и все ребята будут чувствовать себя комфортно.

Набор пройдёт только среди учеников шестых классов общеобразовательных школ. По окончании четырёхлетнего курса выпускник будет уже в девятом классе и сможет поступить в железнодорожный техникум. А если примет решение продолжить обучение, то по окончании шестилетнего курса и 11 классов школы сумеет с полученным багажом знаний поступить в профильный вуз и легко учиться на первом курсе.

Успешный пример профориентации показал недавно юный железнодорожник Антон Серебряков. Он принял участие в чемпионате Красноярского края WorldSkills Russia по компетенции «Управление локомотивом», продемонстрировал глубокие знания техники и провёл локомотив на симуляторе от Красноярска до Иланской. Антон занял третье место среди участников-локомотивщиков и прямо во время конкурса его пригласили поступить в многопрофильный техникум имени Астафьева вне конкурса.

– Как изменится дисциплина в связи с введением новой учебной программы?

– Несмотря на то, что почти все юные железнодорожники занимаются с удовольствием и готовы любую свободную минуту проводить на малой магистрали, имеются и проблемные вопросы. На февральском родительском собрании мы будем их подробно обсуждать. Особое внимание уделим предельно допустимому количеству пропусков. Превышение лимита может повлечь за собой отчисление. Я убеждён, что если ребёнок в процессе обучения потеряет интерес к профессии железнодорожника, то не стоит его заставлять посещать наши занятия, даже если он представитель профессиональной династии в пятом поколении.

Другая крайность – это когда ребёнок впечатлился красивыми фотографиями, форменной одеждой юных железнодорожников или возможностью всё лето кататься на детском поезде, но работать полную смену целое лето у него желания нет.

Мы профориентационное учреждение с многолетней историей. У нас проходят технические занятия, инструктажи и дни безопасности, работа с нештатными ситуациями, а также конкурсы профессионального мастерства. Неявка на занятие или на рабочую смену должна быть по уважительной причине и по предварительному уведомлению от родителей.

Наши дети учатся работать с реальными пассажирами, пусть и детского поезда, и это у них отлично получается. А приобретённые в ходе обучения технические знания помогают им без проблем сдать первую сессию в техникуме или вузе, потому что они подкованы куда лучше, чем их одногруппники, не посещавшие детскую железную дорогу.

– В чём секрет профориентации на малой магистрали?

– Мы прививаем серьёзное отношение к выполнению обязанностей. Рассказываем о железнодорожных профессиях всё, включая тонкости локомотивного и вагонного дела, специфики работы в хозяйстве движения. А летом у каждого юного железнодорожника есть возможность профессиональной пробы.

Не скрываем и трудности, с которыми ребятам придётся столкнуться, когда они придут на большую дорогу. Всё это помогает выпускникам сделать осознанный выбор и психологически подготовиться к тому, что труд железнодорожника ответственный и нелёгкий, но такой важный, без преувеличения, для нашей страны.

Я присутствовал на выпускных экзаменах юных железнодорожников. По молодым людям сразу видно: как они относятся к учёбе, так в дальнейшем и к работе будут относиться.
Дарья Кот
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29