24 февраля 2020 00:06

24 февраля 2020 00:06

фото: Владимир Литвинов

Из сибирских недр

К 2025 году рост объёмов погрузки должен составить 44,9% к уровню 2019 года

По итогам прошлого года Красноярская железная дорога обеспечила отправление грузов в объёме 84,6 млн тонн. Это выше годового плана на 3%, а уровня 2018 года ‒ на 0,2%. Достигнутый уровень стал рекордным для магистрали не только за последние годы, но и в целом за первые два десятилетия XXI века. В наступившем году перед дорогой стоит весьма амбициозная задача – ещё раз обновить это достижение.
В целом же к 2025 году по базовому сценарию Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» рост объёмов погрузки должен составить 44,9% к уровню 2019 года. А к концу ближайшего пятилетия с магистрали за год необходимо отправлять до 122,6 млн тонн грузов.

Юг прирастает углём
Как сообщили в Красноярском территориальном центре фирменного транспортного обслуживания, в ближайшие годы список основных грузообразующих отраслей в регионах присутствия дороги останется стабильным. Это, в первую очередь, топливно-энергетический комплекс, металлургическая и лесная промышленность. Перспективы роста отгрузки связаны именно с их развитием.

Значительный рост перевозок топлива должно обеспечить дальнейшее освоение ресурсной базы Республики Хакасия. Это, в частности, наращивание добычи высококачественных энергетических углей на Бейском месторождении, а также реконструкция действующих мощностей на Черногорском и Изыхском разрезах.

Параллельно с увеличением добычи угля предусмотрена реализация проектов в рамках Меморандума о намерениях по развитию железнодорожного транспорта общего и необщего пользования на территории Республики Хакасия на период 2018–2023 годов.

Так, на станции Хоных стартовал инвестиционный проект, по итогом которого к 2025 году компания «Саянпромтранс» планирует нарастить объём отправления угля со станции до 7 млн тонн в год. Другая хакасская точка роста – развитие путей общего и необщего пользования на станциях Камышта и Камышта-2. С учётом перспектив промышленного освоения запасов Бейского месторождения, потенциал увеличения отправки угля к 2025 году здесь составляет до 17 млн тонн в год. Это почти вдвое больше, чем магистраль отправляет с Камышты на сегодняшний день.

Также компания «Разрез Майрыхский» (ООО «Коулстар») планирует строительство и примыкание собственной инфраструктуры к станции Кирба Красноярской дороги. На первом этапе это позволит обеспечить погрузку до 7 млн тонн в год, а к 2025 году потенциальные объёмы перевозок составят до 20 млн тонн.

Новый грузовой форпост появится у магистрали и в Кузбассе. Сотрудничество с дорогой планирует вести разрез «Берёзовский», который входит в группу предприятий АО «Стройсервис» и является одним из лидеров угледобычи в Кузбассе. Добывающие предприятия компании расположены в Прокопьевском и Новокузнецком районах, а также Междуреченском городском округе Кемеровской области.

В 2019 году компания обратилась к железнодорожникам с предложением создания углеотправочного узла в районе станции Чульжан. Проект предусматривает, что угольщики построят собственную погрузочную станцию необщего пользования и железнодорожный путь, примыкающий к Чульжану. По этому транспортному коридору на первом этапе будет вестись отправка 1,5 млн тонн угля в год, а в дальнейшем объёмы будут увеличены до 2,5–5 млн тонн в год.

Немалый вклад в угольные поставки магистрали даст запуск проектируемой кызыльской ветки. Комплексный инвестиционный проект будет выполняться в рамках концессионного соглашения Правительства РФ и АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино». Его завершение запланировано к 2025 году. Проект включает в себя четыре рабочих направления: развитие Элегестского угольного месторождения, строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино, морского терминала в порту Ванино и электростанции в Республике Тыва. Ожидается, что это создаст условия более интенсивного освоения угольных месторождений в регионе, обеспечив выход на общую транспортную сеть железных дорог для вывоза коксующегося угля сначала в объёме до 15 млн тонн в год с перспективой увеличения до 27 млн тонн.

Сырьё проявляет активность
Ещё одним фактором роста грузовой базы магистрали станет развитие лесопромышленного комплекса на севере Красноярского края. В частности, продолжится сложившаяся в последние годы тенденция на увеличение отправок продуктов глубокой переработки древесины. В первую очередь это касается такого крупного перевалочного пункта, как станция Лесосибирск.

Сейчас в регионе рассматривается проект строительства целлюлозно-бумажного комбината (компания ООО «УК «Сегежа Групп»). Предполагается, что отгрузка целлюлозы железнодорожным транспортом составит не менее 500 тыс. тонн ежегодно, а поступление химикатов – свыше 100 тыс. тонн в год.

Вторая лесная столица магистрали – Карабула – также ожидает прироста загрузки. К 2025 году компания АО «Краслесинвест» планирует построить и запустить в Приангарье целлюлозно-бумажный комбинат. Ожидается, что доставку его продукции примет на себя Карабула. Предполагаемая мощность производства составит 0,75 млн тонн.

В ближайшие годы по карабульской ветке начнут ходить не только лесовозные составы. В течение наступившего десятилетия планируется завершить поэтапную реализацию проекта по строительству Богучанского алюминиевого завода. На полной мощности он будет выдавать 0,58 млн тонн готовой продукции до 2030 года. При этом железная дорога станет не только основным каналом вывоза этой продукции, но также обеспечит поставку на завод сырья. Объём прибытия этой номенклатуры оценивается на уровне в 1,2–1,4 млн. тонн в год.

Перевозка сырьевых грузов активизируется и на трассе мужества. К 2025 году начнёт работу Голевский горно-обогатительный комбинат (ГОК), который будет выдавать медный и молибденовый концентрат. Вывозиться эта продукция будет со станции Журавлёво.

В северных предгорьях Саян будет строиться другое крупное предприятие: Кингашский ГОК. Годовые объёмы отгрузки медного и никелевого концентрата здесь могут достичь к 2027 году 0,5 млн тонн. Предполагается, что для отгрузки с завода может быть расконсервирована станция Конок на перегоне Кравченко – Саянская.
Артем Яковлев