23 февраля 2020 23:10

23 февраля 2020 23:10

До Победы оставалось 106 дней

Мы продолжаем читать номера «Красноярского железнодорожника», выходившие в начале победного 1945 года.
Как и сегодня, 75 лет назад основная часть материалов «КЖ» была посвящена производственным делам и проблемам магистрали. Однако, газета не могла не уделять место военным событиям. Ведь на многих станциях (особенно расположенных в удалённых районах) «КЖ» на тот момент был главным и зачастую единственным источником информации. На предприятиях в Ужуре, Боготоле и в самом Красноярске было выделено даже специальное время «на читку газет».

Так, выпуск от 20 января был почти целиком занят различными приказами товарища Сталина, а также оперативными сводками с фронта. А другой январский номер начинался с новостей из Польши – там как раз в это время местная Армия Крайова создала Временное правительство.

Из остальных материалов номера можно узнать, что на дороге в те годы работали такие товарищи, как Булгаков и Набоков. На тот момент, впрочем, фамилии эти ещё не были широко известными. А их носители, соответственно, упоминаются в тексте исключительно в связи со своими рабочими достижениями. Причём Набокова в газете хвалят (это мастер Ужурского механического цеха, занявшего первое место в узловом соревновании), а Булгакова (начальник службы движения на Красноярском отделении), наоборот, ругают. И ругать было за что – грузовые поезда в начале 1945-го года ходили в Красноярске не быстро. Средняя скорость их на отделении составляла 16 км/ч. Угольный состав сто километров от Заозёрной до Канска шёл по 3–4 суток. Некий вагон с металлоломом вовсе установил рекорд и ехал из Канска в Красноярск 47 дней, то есть полтора с лишним месяца. Для любознательных читателей в газете даже приведён личный номер этого выдающегося вагона – 172808. А товарищу Булгакову, по мнению автора, не было «никаких оправданий».

Впрочем, критикой газета не ограничивалась. В одной из статей «КЖ» задался целью выявить лучшую грузовую бригаду на магистрали, и обнаружил, внезапно, что она вся состоит из женщин. Коллектив этих супер-грузчиц работал на складе станции Клюквенной (ныне Уяр), и включал в себя Зинаиду Лущаеву, Веру Тугову и Мильду Горбань. «Каждой нет и двадцати лет, но это лучшие грузчицы склада, их сменный показатель – 150–180%. Недавно начальник дороги наградил их за отличную работу Почётными грамотами» – пишет корреспондент.

Чемпионом же по производительности в январе 1945-го стал ужурский железнодорожник Шлокин. Он, правда, не совсем «дорожник», но зато уж точно работал с железом – был кузнецом в местном вагоноремонтном пункте. За день товарищ Шлокин выполнял в среднем по три нормы, а 11 января 1945 года превзошёл плановое задание почти на 400%! К сожалению, имя могучего кузнеца в газете не упомянуто – в соответствии с газетной практикой тех лет, в публикации он упоминается исключительно по фамилии.
Артем Яковлев