25 февраля 2020 06:36

25 февраля 2020 06:36

фото: Владимир Литвинов

«Дивногорочка»

Накануне Дня российской печати состоялась выездная акция редакции «КЖ»

Ровно 50 лет назад было официально открыто движение электропоездов по маршруту Красноярск – Дивногорск. Регулярный график движения был введён 12 января 1970 года. В честь этого юбилея коллектив «Красноярского железнодорожника» решил организовать акцию «Выездная редакция» и провести тест-драйв популярного сегодня туристического маршрута городской электрички.
Спортивные туры для любителей зимних видов от горных лыж до сноубордов, экскурсионные и развлекательные поездки ‒ какова бы ни была цель путешествия по дивногорской ветке, всё это происходит в прекрасных ландшафтных декорациях и доставляет огромное удовольствие всем пассажирам: и детям, и взрослым. И, конечно, отсылает к истории этой ветки, которая обслуживала строительство Красноярской ГЭС.

«Дивногорочка», как часто называют её люди, петляет под скалами вдоль правого берега Енисея, открывая пассажирам электропоездов прекрасные виды. А раньше это была рабочая ветка, по которой прошли миллионы тонн грузов.

Разумеется, прокладывалась она для обеспечения одной из главных в СССР ударных комсомольских строек 60-х годов прошлого века – строительства Красноярской ГЭС и рабочего посёлка гидростроителей Скит, который со временем получил имя Дивногорск и статус города.

Работы велись силами строителей сразу нескольких организаций, среди которых трест «Красноярсктрансстрой», трест «Мостострой-2», Мостоотряд №7, мостопоезд-442, строительно-монтажный поезд №298 треста «Уралтранстехмонтаж».

При строительстве трассы было возведено 55 искусственных сооружений, отсыпано 1,5 млн кубометров скального грунта. Строителям пришлось частично убрать взрывами два естественных препятствия: скалы Шалунин камень и Манский бык.

По отрезку строящейся ветки до остановки Слизнево первый груз был перевезён 13 октября 1961 года ‒ это была мобильная котельная. Весной 62-го по уже достроенной ветке было открыто рабочее движение с уменьшенной скоростью от станции Енисей. Весной 1962 года в Дивногорск была доставлена деревянная будка, которая стала первым зданием новой станции. А с 5 мая началась регулярная доставка грузов по железной дороге на нужды ГЭСстроя до станции Дивногорск.

Движение по ветке развивалось, точно следуя этапам строительства ГЭС и ступеням обеспечения соцзаказа. Так, 26 марта 1963 года, буквально на следующий день после перекрытия Енисея, из Овсянки в Дивногорск до бетонного завода прибыл первый пассажирский поезд – «матаня», как называли тогда транспорт для перевозки рабочих.

Также быстро обустраивалась и пассажирская инфраструктура. Поезда, стоявшие на путях, которые разделяли тогда новый город на две половины, стали мешать передвижению людей, и в апреле 1964-го началось возведение пешеходного виадука.

В 1969-м ветка Енисей – Дивногорск была принята госкомиссией в постоянную эксплуатацию. А 12 января 1970-го года началось регулярное движение электропоездов по маршруту Красноярск – Дивногорск. В том же году был сдан в эксплуатацию вокзал. С его появлением и введением постоянного пассажирского движения поездки красноярцев в Дивногорск в выходные дни стали очень популярны. Люди ездили погулять по красивой набережной, полюбоваться «Енисейской ривьерой», посмотреть на крупнейшую на тот момент в мире гидроэлектростанцию и просто подышать чистым воздухом.

В середине 1980-х годов на Красноярской железной дороге был создан зимний маршрут выходного дня. Это были однодневные семейные поездки, под которые выделялись специальные электропоезда. Пассажиры-туристы садились в вагоны на станциях Красноярск и Енисей и уезжали в Дивногорск, где их ждала культурно-развлекательная программа, ёлка, катание с горки и обед в кафе. К вечеру электрички увозили довольных туристов домой.

– В пассажирском отделе управления дороги назначались тогда эти экскурсионные поезда, – вспоминает начальник станции Красноярск в 80-е годы Галина Сергеева. – Были они только в зимнее время, в период детских каникул. Пассажиров всегда хватало, спрос на маршрут не иссякал. Мне самой хотелось хоть раз съездить в такую поездку, но работы было много, она не отпускала.

В 1980-е годы на ветке ещё осуществлялось регулярное грузовое движение, потому что шло снабжение новых заводов, построенных в Дивногорске, но его плотность постоянно снижалась. В 90-х упразднили станцию Усть-Мана, а в 2000-х управление движением по ветке было автоматизировано и переведено на станцию Енисей.

Сегодня развитие проекта «Городская электричка», строительство новых жилых районов и спортивных объектов на правобережье Красноярска, подготовка и проведение Всемирной зимней Универсиады, а затем её наследие – современные спортивные объекты – позволили увеличить количество остановочных пунктов на дивногорском направлении. Добавились платформы Тихие Зори и Бобровый Лог, а на участке Енисей – Красноярск в декабре прошлого года открылся новый остановочный пункт Платинум Арена.

Сам Дивногорск и его окрестности до сих пор остаются излюбленными местами отдыха жителей Красноярска. Зимой сюда едут кататься на лыжах и бордах, летом – купаться в Мане или отдыхать от городской суеты на берегу Красноярского водохранилища. Не иссякает поток туристов и на смотровую площадку ГЭС, благодаря которой появилась эта точка на карте Сибири и железнодорожная ветка.
Роман Кайгородов