12 декабря 2019 09:18

12 декабря 2019 09:18

фото: Владимир Литвинов

По евразийскому мосту

Аграрии Сибири заинтересованы в развитии железнодорожных контейнерных перевозок

На агропромышленном форуме Сибири, который проходил в Красноярске  13–15 ноября, обсудили перспективы железнодорожных перевозок продовольствия.
Участниками форума стали предприятия аграрно-промышленного комплекса регионов России, а также представители министерства сельского хозяйства Красноярского края, специалисты аграрного сектора, науки и бизнес-сообщества.

Проблемам и перспективам доставки сельскохозяйственной продукции был посвящён круглый стол «Роль логистической инфраструктуры в реализации национального проекта «Экспорт продукции АПК» в Ангаро-Енисейском макрорегионе».

– Развитие логистики особенно актуально для экспортёров Сибири, поскольку из-за значительных расстояний вклад транспортных расходов в себестоимость очень велик, – отметил, открывая заседание, заместитель министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края Сергей Москаленко. – Для Красноярского края основной товар – это зерно и, по нашим расчётам, сегодня у нас на вывоз одной тонны транспортные расходы составляют 4 тысячи рублей. Это треть экспортной цены пшеницы в морском порту, то есть очень много.

В то же время, как указал Сергей Москаленко, качество сибирских продовольственных товаров отвечает всем мировым нормативам. В частности, очень высокое реноме имеет наша пшеница. Соответственно, ключ к развитию продовольственного экспорта из Сибири, по мнению заместителя министра, заключается именно в системном снижении транспортных затрат, например, в государственной поддержке продовольственных перевозок.

Депутат Государственной думы Виктор Зубарев, участвовавший в работе круглого стола по интернет-связи, отметил, что перспективы оптимизации логистики связаны с развитием транспортных коридоров:

– Не стоит забывать о том, что в Енисейской Сибири может быть образован один из дополнительных транспортных коридоров не только российского, но и евразийского уровня. Я имею в виду проектируемую железнодорожную линию Курагино – Кызыл, которая в перспективе может быть продолжена далее на юг, в Монголию и КНР. Этот транспортный коридор даст дополнительный выход не только в упомянутые страны, но и в Юго-Восточную Азию. Указ президента России предписывает увеличить объём продовольственного экспорта до 45 млрд долларов в год к 2024 году. Открыв для себя рынки этих густонаселённых стран, мы сделаем большой шаг к достижению этого уровня.

По мнению заместителя генерального директора краевого агентства развития бизнеса Александра Черникова, действенным инструментом стало бы введение единого продовольственного бренда Енисейской Сибири.

– Пока, к сожалению, в крае не сформировалось знаковых экспортных брендов, – сообщил Алексадр Черников. – Региональные марки вполне успешны на местном рынке, однако ещё не достигли узнаваемости за рубежом. Есть мысль, что поставки продовольствия за рубеж могли бы сильно вырасти, если бы шли под узнаваемым единым знаком. В частности, сейчас мы работаем над пилотным образцом бренда «Siberian organic», которым планируем снабжать продукцию предприятий всей Енисейской Сибири.

Заведующий кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета Валерий Лукиных пояснил, что действенным инструментом может стать расширение международных логистических связей. По словам эксперта, не так давно в крае побывала бизнес-миссия предпринимателей из Словении, а в минувшем месяце уже более 20 наших аграриев отправились в эту страну искать новые рынки сбыта и обмениваться опытом.

– В этом году мы сделали качественный рывок в области взаимодействия с европейскими агрокомпаниями, – рассказал Валерий Лукиных. – Стартовала работа международных бизнес-миссий, а недавно принято решение о создании ассоциации логистических операторов «Евразийский мост». Она будет работать на базе Красноярского аграрного университета, и на первом этапе включает в себе представителей пяти стран. Причём, в итоге мы планируем расширять не только экспорт в прямом понимании этого слова. Это и образовательный экспорт, и научный. Например, большой спрос за границей имеют наши селекционные разработки – уже сейчас мы продали несколько патентов на наши семена.

При этом Валерий Лукиных отметил, что европейцы заинтересованы в первую очередь в получении контейнерных грузов. Именно этот сегмент у них является приоритетным в аграрном секторе.

Мнение специалиста поддержал председатель Совета Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Александр Катречко:

– Аграрии края также заинтересованы в развитии контейнерных перевозок, и прежде всего по железной дороге, – отметил Александр Катречко. – Однако нам требуется в этом вопросе содействие железнодорожников. Ведь крупные 40-футовые контейнеры у нас не пройдут по автомобильным дорогам, а мелкие 20-футовые возить нерентабельно. Оптимальным был бы вариант, когда сельскохозяйственную продукцию можно упаковать и погрузить прямо на ближайших станциях. Здесь всё зависит от того, насколько железнодорожники готовы создать такие контейнерные комплексы.

По итогам круглого стола участники создали рабочую группу для формулирования предложений губернатору Красноярского края и депутатам Госдумы по развитию экспорта сельскохозяйственной продукции региона.
Артем Яковлев

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30