26 февраля 2020 03:57

26 февраля 2020 03:57

фото: крижт

Сушка по-абакански

Разработка на основе опыта Абаканской дистанции электроснабжения позволяет повысить надёжность тяговой подстанции.
Стабильность функционирования железнодорожного транспорта невозможно обеспечить без надёжной системы электроснабжения железной дороги, определяемой в значительной степени качеством работы силового стационарного масляного трансформатора тяговой подстанции.

На многих тяговых подстанциях эксплуатируются силовые трансформаторы с превышением установленного ресурса работы (25 лет). В этих условиях становится актуальной задача по поддержанию силового трансформатора с выработанным нормативным «жизненным циклом» в работоспособном состоянии собственными силами дистанции электроснабжения.

В сентябре 2016 года персоналом ремонтно-ревизионного участка (РРУ) Абаканской дистанции электроснабжения (ЭЧ-6), на основании очередных межремонтных испытаний трансформатора типа ТДНГ-40000/220, на одной из тяговых подстанций было выявлено значительное снижение изоляции трансформатора по сравнению с результатами предыдущих измерений в октябре 2012 года.

В соответствии с ПТЭЭП для масляных трансформаторов выше 110 кВ сопротивление изоляции не нормируется, но учитывается при комплексном рассмотрении результатов измерений. Повторные измерения в декабре 2016 года показали дальнейшее снижение уровня изоляции.

На основании несоответствия коэффициента абсорбции норме, многократного снижения уровня изоляции по сравнению с предыдущими испытаниями было принято решение о выводе трансформатора из работы с целью его капитального ремонта (сушки изоляции).

Использование существующих установок по сушке, чистке и дегазации трансформаторного масла не дали положительного эффекта в «реанимации» твёрдой изоляции.

Была опробована технология восстановления увлажнённого силового трансформатора методом подсушки постоянным током и вакуумирования в эксплуатационных условиях.

Имеющееся в эксплуатации оборудование КПМА-220 не позволяет выполнить вакуумную сушку обмоток трансформатора без дополнительной его доработки. Поэтому были изготовлены переходные фланцы для подключения вакуумного насоса КПМА-220 к силовому трансформатору, изготовлен переходник для установки манометра на трансформатор для измерения остаточного давления в баке. А также своими силами выполнен монтаж запорной арматуры в вакуумный трубопровод КПМА-220, установлен обратный клапан для предотвращения попадания вакуумного масла в трансформатор при аварийных остановках насоса.

Технология восстановления увлажнённого силового трансформатора ТДТНГ-40000/220 тяговой подстанции методом подсушки постоянным током и вакуумирования в эксплуатационных условиях подтвердила свою эффективность в сложных климатических условиях холодной сибирской зимы.

Представляется целесообразным повсеместное применение данной технологии, что позволит продлить ресурс работы многих силовых трансформаторов на сети дорог.

Александр Гаранин,
Михаил Красильников