17 ноября 2019 18:37
17 ноября 2019 18:37
фото: СибЛУ МВД РФ

Технологии розыска

Меняется характер преступлений и уровень технического оснащения злоумышленников, но уголовный розыск Сибирского линейного управления МВД России всегда идёт на шаг впереди.
О службе в органах внутренних дел Ильгар Агаев задумался после беседы с двоюродным братом – милиционером, когда гостил у него в Новокузнецке после демобилизации из армии. Молодому человеку настолько понравились отзывы брата, что он принял решение поступать в Красноярскую школу милиции. Выбрать в качестве основной специализации уголовный розыск Ильгару подсказал преподаватель. Он же поведал о методах раскрытия преступлений, основанных на живом общении с соседями, очевидцами и местными жителями на месте преступления. С тех пор, по словам Ильгара Мехрадж-оглы, другой службы он и не знает.

В транспортную полицию выпускник попал сразу: 10 лучших студентов персонально пригласили в Сибирское управление внутренних дел на транспорте.

– С тех пор прошло 26 лет, – говорит подполковник полиции Ильгар Агаев. – Поменялся характер правонарушений, у преступников появились мощные автомобили, современная аппаратура, они предпринимают меры, чтобы обезопасить себя. Но и мы не стоим на месте: развиваем технический потенциал. Кроме этого, преступления уже не раскрывают в одиночку. У нас работает целый оперативно-поисковый отдел, а также мы сотрудничаем с коллегами из Иркутска и Новосибирска. Это обусловлено спецификой преступлений, которые совершаются в движущемся поезде.

Самым частым преступлением на транспорте остаётся хищение личного имущества. В основном, это гаджеты, крупные суммы денег, драгоценности. Пассажиры считают, что соседи по купе априори порядочные люди, поэтому с лёгкостью оставляют ценный багаж в купе, когда отправляются в вагон-ресторан или туалет. Когда выходят на своей станции, хватаются пропажи. А она может быть уже за тысячи километров от хозяина.

– Лет 5–10 назад люди часто ездили с большими суммами во Владивосток, чтобы купить автомобиль, выпивали с попутчиками, рассказывали о себе и оставались без денег, – рассказывает Ильгар Агаев. – Сейчас количество таких преступлений снизилось, поскольку большинство крупных покупок совершается с помощью банковской карты или виртуальных платежей. Но ценные вещи попутчиков по-прежнему привлекательны для злоумышленников, а пассажиры всё так же беспечны. Несмотря на постоянные объявления о правилах безопасности в поездах и на вокзалах. Сейчас даже разъездные кассиры проводят беседы с пассажирами, особенно с пожилыми людьми. Работает не всегда: буквально на днях в электричке у дачника украли дрель и болгарку.

Встречаются случаи грабежей и разбойных нападений на таких станциях как Красноярск, Енисей, Злобино – то есть в местах максимального пассажиропотока на полигоне Красноярской дороги. В ходе подготовки к Универсиаде вокзальные комплексы были оборудованы интраскопами – современной конвейерной системой досмотра багажа, а также системами видеонаблюдения с мощным разрешением. Кроме того, система «Безопасный город» помогает отслеживать дальнейший путь правонарушителя. Например, зафиксировать его садящимся в автобус определённого маршрута или совершающим покупку в магазине. Теперь вычислять личность преступника гораздо проще, равно как и личность хозяина забытой или похищенной вещи.

Основной контингент преступников – приезжие и лица, освободившиеся из мест лишения свободы. Самым криминальным в этом отношении является Карабульский поезд. Порой бывает, что человек отмечает освобождение, тут же в состоянии алкогольного опьянения совершает кражу и возвращается обратно в места не столь отдалённые.

Иногда похитителей «провоцируют» вахтовики, которые съезжаются со всей страны, и Красноярск для них – пересадочный пункт по пути на север. Люди оставляют вещи на вокзале без присмотра и идут в город за спиртным. В таких случаях содействие транспортным полицейским оказывает отдел полиции №7 Железнодорожного района. Оперативный обмен данными помогает раскрыть преступление по горячим следам.

Ещё одна категория преступлений, которыми занимается уголовный розыск – травмирование на путях. Молодёжь, которая гуляет по рельсам в наушниках и пожилые люди, которые пытаются перебежать пути или подлезть под колёса состава, чтобы успеть на свою электричку – вот основные группы риска. В подобных случаях сотрудники уголовного розыска выезжают на место происшествия вместе с оперативниками и следователями следственного комитета. Проводят проверку, опрашивают локомотивную бригаду, очевидцев и оформляют отказ в возбуждении уголовного дела, поскольку машинист сделал всё, что мог – увидев человека на путях, применил экстренное торможение. Но это не помогает спасти жизнь людей, легкомысленно перебегающих пути в неположенном месте.

– В целом, количество тяжких преступлений на железнодорожном транспорте уменьшается год от года именно благодаря техническому прогрессу, – говорит Ильгар Агаев. – Сложность раскрытия преступлений на транспорте заключается в том, что место преступления находится в движении и с каждым часом удаляется от Красноярска. Поэтому сотрудники уголовного розыска часто бывают в командировках, причём не только в границах Красноярской железной дороги, но и по всей стране.
Дарья Кот

Элемент не найден!