17 ноября 2019 17:54
17 ноября 2019 17:54
фото: Артем Яковлев

Человек с большими плечами

Красноярскому машинисту присвоено звание «Почётный работник Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава».
На вопрос о том, как стать почётным машинистом, Николай Панов говорит, что никаких особых секретов и тайных умений тут нет. И главное условие одно – правильно и честно делать своё дело:

– Ведь не ради наград работаешь. У машиниста электропоезда задача какая? Чтобы людей вовремя довезти. Чтобы твои пассажиры знали, что электричка в Красноярске работает как часы, что придёт по расписанию, и они смогут в ней с комфортом доехать, куда нужно. Если это получается, тогда и твоё дело выполнено, тогда тебе и от людей признание. Вот это и есть настоящая награда.

В красноярском моторвагонном депо Николай работает уже почти четверть века. А начинал свою трудовую карьеру он с профессии довольно редкой – был гальваником. Специалисты эти отвечают за то, чтобы различные металлические устройства меньше страдали от коррозии. Например, защищают от окисления аккумуляторы в электропоезде. Одним словом, профессия весьма важная, и, кстати, не самая безопасная.

Спустя пару лет отправился на курсы в красноярскую дортехшколу и обучился вождению электропоезда. С тех пор уже более двадцати лет Николай Панов – машинист. За прошедшие годы ему доводилось водить электрички не только по пригородам Красноярска. Бывал он и в столице Хакасии (в своё время между Красноярском и Абаканом курсировал экспресс, на тот момент, кстати, самый длинный в мире), заезжал в Иланскую.

Сегодня размах плечей у машинистов Красноярского моторвагонного депо тоже немаленький – от Чернореченской до Заозёрной и Маны. Это почти четыреста километров. Какая-нибудь, например, Швейцария спокойно в это расстояние уляжется, и ещё немало места останется.

За прошедшие годы Николай выучил все особенности не только каждой станции, но и любого остановочного пункта на этих участках, включая и боковые ответвления на Дивногорск или Красноярск-Северный. В каком месте короткая платформа, где идёт ремонт, а где пешеходы-авантюристы повадились перебегать пути – всё хранит память машиниста.

В своей работе приходится быть и немного психологом. Не зря ведь работники депо регулярно проходят специальные курсы по психологии и конфликтологии. Пассажиры в электричке разные – кому-то холодно в вагоне, кому-то наоборот душно. Кто привык к старым деревянным лавкам с печками, а другим больше нравятся современные с общим кондиционером. Тут всем сразу не угодишь, и приходится волей-неволей искать компромисс.

– Самый памятный случай за время работы случился у меня на рейсе Мана – Красноярск, – вспоминает Николай. – На станции Авда тогда как раз ремонтировали платформу, и я специально подъехал так, чтобы было удобнее сесть пассажирам. А одна бабушка была с собакой. Сама-то она успешно зашла, а вот собака внезапно испугалась в вагон запрыгивать. Мнётся на перроне, и всё тут! Бабушка нам кричит: «Стойте, не уезжайте!». Да куда уж тут уедешь? Вшестером её, помню, в вагон подсаживали – и путейцы-ремонтики помогали, и помощник мой, и дежурная по станции даже выбежала. Кое-как, наконец, собака поместилась в вагон, и смирно они с бабушкой, очень довольные, доехали до Студенческой. Несколько минут из-за этой суматохи мы потеряли, но потом успешно нагнали и в город приехали по расписанию. Так что кончилось всё хорошо.
Артем Яковлев

Элемент не найден!