15 ноября 2019 23:19
15 ноября 2019 23:19
фото: Владимир Литвинов

Перспективы лесных перевозок

В Красноярске обсудили вопросы взаимодействия между железной дорогой, таможней и грузоотправителями

Круглый стол, посвящённый развитию перевозок лесных грузов на Красноярской магистрали, состоялся 18 сентября в конференц-зале  дорожного центра оценки и мониторинга персонала.
Организаторами мероприятия выступили редакция газеты «Красноярский железнодорожник» и Союз лесопромышленников Красноярского края.
Участниками встречи стали представители Красноярской железной дороги, таможни, краевого министерства лесного хозяйства, а также ведущих предприятий лесного комплекса. В ходе круглого стола участники обсудили перспективы транспортировки леса на ближайшие годы, основные вопросы, возникающие в этой сфере, а также способы улучшения взаимодействия между участниками рынка.

2-3.jpg
Константин Коваленко, главный редактор газеты «Красноярский железнодорожник»:
– Лес заслуженно считается главным богатством не только нашего региона, но и всей страны, является одним из её символов. Традиционно это одна из важнейших грузовых номенклатур железной дороги. Руководство магистрали регулярно проводит встречи с крупнейшими отраслевыми предприятиями региона. В частности, идея этой встречи родилась в августе в ходе регионального координационного совета. Сегодняшний круглый стол я предлагаю построить в форме неофициального общения, чтобы все могли высказать свои предложения по теме и обсудить основные проблемные вопросы.

2-5.jpg
Олег Дзидзоев, председатель Союза лесопромышленников Красноярского края:
– Для лесных предприятий края железная дорога продолжает оставаться ключевым партнёром. В первую очередь это касается перевозок по двум северным веткам – Ачинск – Лесосибирск и Решоты – Карабула. Для лесного комплекса региона это, без преувеличения, два ключевых транспортных коридора, по которым идёт отправка нашей продукции как в регионы России, так и на экспорт.

Радует, что железная дорога всегда готова идти навстречу интересам лесников. На регулярных встречах с руководителями дороги мы прорабатываем широкий круг вопросов, и встречаем серьёзное отношение к высказываемым нами проблемам.

В то же время в текущей перевозочной работе остаётся немало проблем. В частности, особо я хотел бы коснуться аспекта таможенного оформления лесных грузов. Я с огромным уважением отношусь к работе нашей таможни, сотрудничество у нас отлажено не первый год. Однако есть отдельные моменты, например, особенности федерального законодательства, которые создают препоны оперативной работе.

Так, сейчас в правительстве России готовится постановление об отмене облегчённой системы таможенного декларирования – временных периодических деклараций (ВПД). Я считаю, что для крупных лесоотправителей эта мера будет неправильной. Если мы типовой лесоперевалочный маршрут в 60 условных вагонов будем декларировать по стандартной схеме, то даже на электронной системе документооборота это очень долго, а в качестве проверки таможня ничего не выигрывает.

2-2.jpg
Андрей Карпов, генеральный директор АО «КЛМ Ко»:
– Я бы добавил, что систему ВПД не стоит отменять, поскольку она приносит только пользу. Изначально такие декларации были придуманы для облегчения оформления грузовых кораблей. Позже эту практику распространили и на железнодорожные перевозки. При этом надо учитывать, что потом экспортные грузы всё равно ещё будут проходить дополнительный досмотр, когда дойдут до погранперехода или морского порта.

Приведу ещё один пример сложностей, которые возникают при таможенных проверках. Работа у лесоотправителей организована следующим образом: к нам поступает контейнерный ускоренный поезд, идущий по нитке графика. После этого у нас есть достаточно ограниченное время на его обработку и отправку. Соответственно, мы всё это оперативно осуществляем, но как раз в этот момент таможня может сказать, что ставит состав на досмотр. Но у нас уже всё загружено и оформлено, состав сформирован и со станции вышел за ним тяговый тепловоз.

Бывает так, что на досмотр ставят всего 1–2 контейнера, но из-за этого мы всё равно вынуждены возвращать весь поезд. Чтобы было понятнее, я переведу итог такой задержки в цифры: одни сутки простоя нам «влетают» в 300–400 тысяч рублей. А проверка может идти и больше суток. Таким образом, мы в данном моменте несём очень существенные потери.

Хочу особо акцентировать, что мы вовсе не выступаем за снижение контроля таможенных органов. Наоборот, мы предлагаем создать на самом проблемном в таможенном отношении карабульском участке свой пункт таможенного досмотра. И мы готовы предоставлять под досмотр не выборочный объём, а хоть все 100% своих поездов. От этого и таможня будет в выигрыше, и мы уйдём от потерь из-за чрезмерных простоев.

Для оборудования такого пункта мы готовы предоставить таможенникам всю возможную помощь – в организации рабочих мест, обустройства здания нужной техникой и так далее. Также я предложил бы рассмотреть вопрос о расширении использования современных технологий. В качестве примера можно взять службу ГИБДД – посты инспекторов почти исчезли с улиц, их заменили камеры. Полагаю, ровно так же можно было бы поступить и в случае с таможней. В частности, мы готовы установить видеокамеры таможенников на наших отгрузочных постах. Таким образом они могут отслеживать весь объём погрузки, причём делать это в онлайн-режиме.

2-1.jpg
Евгений Заврин, первый заместитель начальника Красноярской таможни:
– В настоящее время мы совместно с Красноярской железной дорогой реализуем проект именно для увеличения оперативности таможенного оформления лесных грузов. Это проект по размещению должностных лиц на станции Карабула с целью осуществления таможенного контроля и проставления отметок таможенного органа на накладных. Размещение должностных лиц на данной станции позволит исключить время, затрачиваемое на их доставку из Канска на станцию Карабула и обеспечить возможность проведения фактического таможенного контроля ежедневно, за исключением выходных дней. Передача готового объекта – здания товарной конторы на станции Карабула Красноярской таможне – запланирована на декабрь текущего года.

В то же время хочу обратить внимание собравшихся на то, что ослабление таможенного контроля в отношении экспортируемых лесных грузов в настоящее время невозможно. Наша статистика по лесной сфере показывает, что правонарушения мы встречаем в каждом шестом досмотренном транспортном средстве. Для сравнения – в прошлом году это было каждое седьмое транспортное средство, то есть динамика в данном случае неутешительная. Наблюдается рост и в отношении статистики возбуждения уголовных дел. Так, в 2017 году мы возбудили 14 уголовных дел, в 2018 году их было уже 36. А за 8 месяцев текущего года возбуждено столько же уголовных дел, сколько было возбуждено за весь 2018 год.

Впрочем, отдельно стоит отметить, что в лесной сфере есть группа предприятий, к которым у нас в течение многих лет не было претензий. В основном это как раз крупные предприятия – Краслесинвест, Лесосибирский ЛДК-1 и другие. Таких крупных операторов леса действительно можно выделить в особую группу и, например, рассматривать вопрос о том, чтобы сохранить для них отдельные преференции, например, применение временного периодического декларирования. Подчеркну – такие преференции возможны не потому, что это крупные организации лесного сектора, а лишь по той причине, что эти предприятия на протяжении многих лет показали высокую ответственность в плане должного оформления своих грузов.

2-6.jpg
Ирина Гетманова, начальник отдела Министерства лесного хозяйства Красноярского края:
– Я бы хотела особо коснуться вопроса оформления документации на транспортируемую древесину. Как показывает практика, на сегодняшний день это одна из проблемных точек в сфере лесных перевозок. Самые распространённые нарушения в этой сфере на сегодняшний день относятся к порядку приёма и учёта принятой либо отгружаемой древесины. Это, например, отсутствие документов, подтверждающих происхождение древесины, отсутствие приёмо-сдаточных актов, книг учёта. Также часто предприятия у нас «забывают» поставить на учёт пункты приёма и отгрузки древесины.

Всего в крае на сегодняшний день работают 974 пункта приёма и отгрузки древесины, примыкающих к железнодорожным путям. В течение года в ходе совместных мероприятий с правоохранительными и надзорными органами мы проверили 230 таких пунктов. На 182 из них (то есть более чем у половины) выявлены нарушения по порядку приёма и учёта принятой и отгруженной древесины. При этом 68 пунктов, как выяснилось, вовсе не были поставлены на учёт в министерстве.

Широк спектр нарушений и при заполнении сопроводительных документов. Приведу только самые основные: неверно указаны сведения о собственнике, не в полном объёме представлена информация о породах и сортах перевозимой продукции и её объёме. А бывает и так, что лес у нас едет вообще без сопроводительных документов. Я хотела бы обратить внимание представителей лесных предприятий на эти факты. Настраивайте, пожалуйста, своих исполнителей на должное качество и своевременность оформляемой документации. Правильно оформленный лесной груз не только вам облегчит учёт продукции, но и позволит обеспечить беспроблемную и оперативную его перевозку.

Также приведу несколько справочных цифр по общему состоянию дел в сфере заготовки и перевозки леса. За первое полугодие 2019 года на территории края принято более 7,4 млн кубометров леса. Отгружено 5,3 млн кубометров, из них на экспорт около 3 млн. Отмечу, что на экспорт преимущественно у нас идут пиломатериалы – 2,5 млн кубометров, а доля вывозимого круглого леса составляет менее 20% от общего объёма.

2-4.jpg
Евгений Селецкий, первый заместитель начальника Красноярского центра фирменного транспортного обслуживания:
– В отношении сектора железнодорожных перевозок леса могу отметить, что он продолжает показывать положительные темпы развития. Так, в январе–августе 2019 года перевезено суммарно в вагонах и контейнерах 3,9 млн тонн с ростом относительно аналогичного периода 2018 года на 15,2%. Во внутригосударственном сообщении погрузка сократилась на 78,1 тыс. тонн, или на 29,6%, а на экспорт выросла на 18,9% (+603,4 тыс. тонн). Стоит отметить, что объёмы перевозок с начала года выросли как в восточном, так в западном направлении – 310,2 и 235 тыс. тонн соответственно. В целом по итогам года мы планируем перевезти 5,9 млн тонн лесной продукции.

В разрезе дороги у нас наибольший рост по лесной погрузке показывает станция Базаиха. Объёмы здесь выросли на 362,5 тыс. тонн, или более чем в два раза. Также существенный прирост мы имеем в Лесосибирске, Новохайской, Чунояре, Решотах, а также двух других станциях столичного узла – Красноярске и Злобино.

Особенно значимый рост отмечаем в сегменте контейнерных перевозок леса. По итогам 8 месяцев 2019 года на дороге отправлено 855 контейнерных поездов. Рост к уровню аналогичного периода 2018 года более чем в шесть раз. За последние годы наблюдается постоянный ежеквартальный рост перевозок в составе контейнерных поездов. Динамика роста контейнерных отправок обеспечивается за счёт увеличения перевозок пиломатериалов и переориентации погрузки с вагонных отправок на контейнерные перевозки пеллет на экспорт.

Тенденция эта, как мы ожидаем, будет сохраняться и в дальнейшем. На сегодняшний день в границах Красноярской железной дороги открыты 18 станций для 65 грузоотправителей для грузовой работы по приёму и выдаче крупнотоннажных контейнеров. Проводим работу по открытию аналогичной опции по станциям Карабула, Канск-Енисейский, Красноярск-Северный, Абакан, Ташеба, а также и на временное открытие станции Чунояр.

Ещё одна перспективная сфера работы – это расширение электронного взаимодействия. На начало сентября у нас к автоматической системе ЭТРАН подключены 569 клиентов, 78,2% документов оформляются в цифровом виде. В ближайшее время мы планируем реализовать в электронном виде ещё несколько направлений работы. В том числе получение и обработку выпущенных деклараций на импортные товары, перемещаемых железнодорожным транспортом, и другим видам сотрудничества с таможенными органами. Расширятся также возможности по другим сферам документооборота, например, согласованию и утверждению схем погрузки в электронном виде, или использованию электронной подписи при передаче сведений о размещении и креплении грузов.

Стенограмма круглого стола - полный текст ЗДЕСЬ

Справка «КЖ»
За 8 месяцев 2019 года в вагонах и контейнерах на Красноярской железной дороге перевезено суммарно 3,9 млн тонн лесных грузов с ростом относительно аналогичного периода 2018 года на 15,2%. Объёмы перевозок с начала года выросли как в восточном, так в западном направлении – 310,2 и 235 тыс. тонн соответственно. Это произошло благодаря сразу нескольким факторам. Во-первых, предприятия реализовали инвестиционные проекты по развитию и расширению производственных мощностей. Во-вторых, организована перевозка грузов по расписанию с фиксированным временем отправления и прибытия. Например, в июне этого года ЗАО «Евросиб СПб – Транспортные системы» организовало движение регулярного контейнерного поезда по маршруту Красноярск – Сянин (Китай) через пограничный переход Гродеково. В составе еженедельного контейнерного поезда, сформированного на терминале «БЛТК», 41 сорокафутовый контейнер, загруженный пиломатериалами предприятий лесопромышленного комплекса Красноярского края.

Кроме того, проводится модернизация железнодорожной инфраструктуры. Так, на самой северной точке Красноярской магистрали – станции Лесосибирск – завершён масштабный проект технического перевооружения. Здесь внедрена микропроцессорная система управления стрелочными переводами и сигналами. Для этого в парках станции установлено 93 новых светофора. Устройствами электрической централизации оборудованы 77 стрелочных переводов. Модернизация позволила увеличить перерабатывающую способность станции с 490 до 620 вагонов в сутки.

Также разработана технология вождения тяжеловесных грузовых поездов мощными тепловозами серии 3ТЭ10. Теперь по самому северному направлению Красноярской железной дороги Лесосибирск – Ачинск будут пропускаться составы весом 5600 тонн (при нормативе – 3800). Это создаст новые возможности для ускоренной доставки грузов.
Артем Яковлев

Элемент не найден!