21 января 2020 14:41

21 января 2020 14:41

фото: Роман Кайгородов

Энергетик получится

Корреспондент «КЖ» выяснил, как организована подготовка первозимников на одном из крупнейших предприятий полигона

В Красноярской дирекции по энергообеспечению к сезону зимней эксплуатации подготовлено почти 90% от общего числа имеющихся первозимников. Подготовка заканчивается в октябре, и к началу работы в зиму люди будут обучены.
Район контактной сети ЭЧК-47 располагается на станции Красноярск-Восточный. В этом году на работу электромонтёром сюда пришёл выпускник института железнодорожного транспорта Андрей Калошин. Он не просто потомственный железнодорожник, но и продолжатель династии транспортных энергетиков – родители парня работают в Красноярской дистанции электроснабжения.

– Конечно, на мой выбор профессии повлияли мама и папа, – улыбается Андрей. – Люблю железную дорогу, уважаю стабильность, которую она даёт.

Его наставник электромеханик Артём Каширских ещё пока не окончил высшую профессиональную школу, но он опытнейший специалист участка, проработал здесь восемь лет. Артём объясняет основные задачи по подготовке стажёра-первозимника:

– Во-первых, это изучение технической документации, руководящих инструкций, правил безопасности и охраны труда. Затем идёт непосредственное знакомство с участком работы – с территорией и оборудованием.

Участок немаленький: это 155 километров развёрнутой длины, от станции Красноярск-Восточный до Красноярск-Северный, свыше 200 сложных устройств и электроустановок. Всё это хозяйство до наступления зимы наставник и стажёр должны пройти ногами – провести осмотры, полевые профилактические и оперативные ремонты. И в качестве напарников ребята ежедневно исполняют свой план.

– Отличается ли гранит науки от реалий производства? – интересуюсь я.

– Безусловно, – отвечает Андрей Калошин. – В учебной программе нет очень многого, что уже сейчас есть на дороге в действительности. Так что большинство практических умений нарабатываю здесь, на месте.

– А как быть наставнику в таких условиях, когда практика существенно опережает учебную теорию?

– Здесь всё зависит от конкретного стажёра – насколько быстро он перестраивается с теории на практику, – рассуждает Артём Каширских. – Наставнику нужно понять человека, а задачи его не меняются – надо ответственно ввести человека в профессию, зарядить его на общий результат. Может быть, у меня это получается потому, что сам я относительно недавно был таким же первозимником и прошёл тот же путь.

Похоже, у Андрея никаких сложностей с освоением специальности и входом в сезон зимней эксплуатации не будет. Во-первых, он хорошо учился, а во-вторых, напомним, он из семьи железнодорожных энергетиков.

– Стремление работать и базовые знания у молодого человека есть, осваивается он успешно, – вступает в беседу начальник района контактной сети Сергей Гуренко. – А опыт – дело наживное. Так что получится у нас энергетик, сомнений нет.

Справка «КЖ»
Осень на железной дороге не только время сезонного экзамена для оценки летнего сезона, но и время подготовки ряда работников, особенно молодых, к эксплутационно-ремонтной работе в зимнее время.

В ОАО «РЖД» существует специальный термин – «первозимник». Так называют впервые принятого или переведённого из одного подразделения в другое внутри компании работника, характер труда которого существенно изменился и который впервые в зимних условиях выполняет задачи, связанные с движением поездов.

По специальным приказам на всех предприятиях компании проводится подготовка первозимников. Продолжительность обучения зависит от занимаемой должности. Согласно программе, всех специалистов знакомят с организацией безопасного производства в зимних условиях, способам оказания первой медицинской помощи при обморожениях. Что же касается специалистов, от которых напрямую зависит безопасность движения, например, машинистов и их помощников, то для них предусмотрены наиболее продолжительные занятия. По традиции за каждым первозимником закрепляются наставники из числа работников, хорошо знающих безопасные приёмы в сложных погодных условиях и имеющих опыт, связанный с безопасностью движения поездов, не менее трёх лет.
Роман Кайгородов

Элемент не найден!