24 февраля 2020 17:35

24 февраля 2020 17:35

фото: Владимир Литвинов

Смена парадигмы безопасности

Госжелдорнадзор представил новую политику государственной инспекции на транспорте

В Абакане прошли публичные обсуждения контрольно-надзорной деятельности и правоприменительной практики Сибирского управления государственного железнодорожного надзора (УГЖДН).
Организованное госинспекторами мероприятие, которое возглавил начальник Сибирского управления Александр Ермолаев, состоялось в актовом зале эксплуатационного локомотивного депо Абакан-2. В нём участвовали железнодорожники Абаканского региона, а также представители предприятий, осуществляющих перевозки и имеющих на своём балансе пути необщего пользования и подвижной состав.

В начале Александр Ермолаев рассказал участникам совещания о смене парадигмы государственной надзорной службы. Так, по его словам, роль государственной инспекции смещается из надзорно-репрессивной в рекомендательно-профилактическую сторону.

На сегодняшний момент Сибирским УГЖДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проводятся профилактические мероприятия, например, выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, проводятся рейдовые осмотры подвижного состава и другие. Но их целью является не наложение штрафов, а выявление нарушений с целью предотвращения аварий и предаварийных состояний инфраструктуры транспорта, подвижного состава и недопустимых явлений в грузовом и перевозочном процессах.

Результативность работы инспекторов будет оцениваться не по количеству наложенных на нарушителей санкций, а по анализу состояния безопасности движения на предприятиях, и уйти от ответственности у виновников всё же не получится. Если случится авария – виновные лица в полном объёме будут отвечать за неё перед законом, а материалы расследований передаваться инспекторами в транспортную прокуратуру.

Александр Ермолаев назвал настоящей бедой бизнеса уровень компетенции, которым обладают лица, ответственные за безопасность в частных коммерческих структурах, и сами собственники. Анализ ситуации показывает, что на предприятиях со стороны руководства часто отсутствует какая-либо система контроля за деятельностью работников, допускается недобросовестное отношение ответственных лиц к исполнению своих должностных обязанностей, руководители и назначенные ими на должности специалисты показывают незнание требований нормативных правовых и технических актов. Сотрудники порой не соответствуют квалификационным требованиям лиц, допущенных к работе, по наличию профессионального образования у рабочих и отсутствию повышения квалификации у специалистов, исполнительных руководителей. А система периодической проверки знаний правил и инструкций носит формальный характер или отсутствует вообще.

– В рамках реформирования контрольно-надзорной деятельности мы готовы проводить для руководителей и специалистов предприятий учебные занятия нашими собственными силами, – добавил Александр Ермолаев. – Руководители бизнес-структур должны понять, что инспектор для них не враг, а добрый товарищ, который помогает найти и вылечить больные точки на предприятии.

Говоря о ситуации по безопасности на транспорте, глава Сибирского управления отметил, что за семь месяцев 2019 года на территории Сибирского федерального округа профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований, позволили выявить 1,8 тыс. нарушений, из них – 492 нарушения, угрожающих обеспечению безопасности движения с применением запретных мер. Было возбуждено свыше 1,2 тыс. дел об административных правонарушениях. Инспекторы управления провели 130 рейдовых осмотров подвижного состава, 35 совещаний с поднадзорными предприятиями о порядке исполнения законодательства при участии грузоотправителей и грузополучателей региона.

Проведено 108 плановых и 14 внеплановых, а также 27 предлицензионных проверок.

Нарушения нормативных актов по текущему содержанию пути приводит к тяжёлым последствиям. Так, по итогам семи месяцев 2019 года на территории округа произошло 32 схода подвижного состава на путях необщего пользования, 21 – на путях общего пользования.

Другие участники совещания выступили с докладами, в которых рассказали о деятельности своих предприятий, в частности, о профилактической работе по предупреждению нарушений безопасности движения, делились опытом с коллегами, а также задавали главе управления вопросы, связанные с особенностями проверок, применения гарантий безопасности и режима так называемых надзорных каникул. Они признали встречу полезной для себя и важной для организаций, которые они представляют.
Роман Кайгородов