10 декабря 2019 19:43

10 декабря 2019 19:43

фото: архив «КЖ»

Драматургия с транспортным уклоном

Этот год объявлен в России Годом театра. Одна из первых народных театральных студий была организована в Красноярске работниками железной дороги. Городской музыкальный театр, входящий в число крупнейших в Сибири, тоже имеет «магистральную» родословную. А красноярский Дворец культуры железнодорожников по сей день остаётся одной из значительных постановочных и образовательных драматургических площадок.
Первый театральный спектакль в истории нашего города тоже имел прямую связь с транспортом. Представила его красноярским зрителям труппа заезжих гастролёров более чем полтора века назад, в 1852 году. Спектакль назывался «Час в тюрьме, или в чужом пиру похмелье» и рассказывал о поездке в Париж.

Несколько десятилетий спустя в Красноярске построили соб­ственный театр, но зрителей он радовал недолго, поскольку вскоре сгорел. В итоге новый ХХ век жители губернского города встречали в обстановке театрального «голода». Инициативу проявили на магистрали. В 1900 году в красноярских железнодорожных мастерских прошло собрание работников, на котором принято было решение по­строить в городе большой клуб – с творческими кружками и театральным залом на 450 мест.

В сентябре того же года газета «Енисей» сообщала читателям: «Вскоре при железной дороге откроется театр и клуб, для чего отстраивается здание против дома начальника мастер­ских… По­стройка здания театра производится безостановочно». Предполагалось, что творческую базу нового объекта культуры составят «любители» – служащие и мастеровые железнодорожных мастерских. Выписан был и специальный «регент» (художественный руководитель), а также целый вагон музыкальных инструментов.

Первый свой спектакль труппа железнодорожного театра представила 22 ноября 1900 года, и была это гоголевская «Женитьба». В дальнейшем клуб продолжил радовать зрителей новыми постановками. Примечательно, что были это не только драматические спектакли, но также оперные и хореографические номера. В постановках были заняты и профессиональные артисты, но большую часть актёров составляли именно железнодорожники. В предреволюционные годы на всю Сибирь прославился работник станционных мастер­ских Рязанцев.

«Он известен в Красноярске как хороший артист, любитель, обладающий недюжинными голосовыми средствами и врождённой способностью к сценической деятельности», – писала о железнодорожнике местная пресса. – Случайные (проездом через Красноярск) слушатели его, избалованные игрой лучших артистов, с трудом верили, что Султана в «Запорожце за Дунаем» играет рабочий наших железнодорожных мастерских, – так умело, с таким неподдельным чувством провёл он вокальные свои номера».

Театральные традиции продолжились и после революции. Железнодорожный клуб получил в это время имя Карла Либкнехта, железнодорожники ласково называли его «Карлуша». Под этим «псевдонимом» клуб известен был многие десятилетия, а его творческие коллективы и самодеятельные артисты не раз становились лауреатами краевых театральных смотров. В 1930 году они даже заняли первое место среди всех клубных учреждений железных дорог Советского Союза и были удостоены специальной премии наркома путей сообщения.

В 1936-м возвели новое здание железнодорожного Дворца культуры, с крупнейшим в крае залом. Позднее, после войны, в этом же помещении начинал свою работу Театр музыкальной комедии – он и по сей день занимает восточное крыло здания. На железнодорожной сцене Красноярска играли артисты, которые получили широкое признание. Например, котельщик Никифор Колофидин так увлёкся театром, что дослужился до звания народного артиста РСФСР, сыграл более чем в двух десятках кинофильмов. Неоднократно выступали здесь и театральные звёзды современного Красноярья: Андрей Пашнин, Владимир Пузанов, Андрей Киндяков.

Театральные секции – как дет­ские, так и взрослые – работали во Дворце культуры на протяжении большей части его истории. В этом числе такие коллективы, как театр-студия «На краю», драматическая студия ЭВРЗ или творческое объединение Якова Айзенберга (ставшее базой известного джаз-оркестра). Сегодня при красноярском ДК железнодорожников действует детский творческий центр «Ellipsis».

– Наши воспитанники получают навыки обучения по комплексу артистических специальностей, – рассказывает старший преподаватель творческого центра Мария Худякова. – Это и вокал, и хореография, и сценическое мастерство и, конечно, актёрская работа. Наш центр – своеобразная творческая лаборатория, где мы готовим универсальных артистов, поэтапно прокладывая им путь к большой сцене, участию в федеральных и краевых конкурсах и фестивалях.

Сегодня в творческом центре «Ellipsis» азам сценического искусства обучаются свыше 60 юных артистов в возрасте от 4 лет и старше. Так что у железнодорожно-театральной традиции в Красноярске есть немалый задел на будущее.
Артем Яковлев

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31