21 октября 2019 13:24
21 октября 2019 13:24
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Дарья Кот

Кайдзен в действии

На Красноярской железной дороге подвели итоги смотра-конкурса «Идея – 2018» и наградили лучших рационализаторов

В современном мире для качественного и своевременного выполнения задач необходимы постоянное развитие и приток новых идей. Работники служб и дирекций, занимаясь совершенствованием технических средств и технологий, поиском новых решений и улучшением производственного процесса, способствуют повышению эффективности деятельности компании. О развитии технического творчества «КЖ» рассказал главный инженер Красноярской железной дороги Иван Регер.
– Иван Иванович, подводя итоги технического творчества на магистрали за 2018 год, какие позитивные тенденции можно отметить?

– На полигоне Красноярской железной дороги ведётся постоянная работа по вовлечению в техническое творчество как можно большего числа опытных инженеров и молодых специалистов, лучшие из которых участвуют в конкурсах по рационализаторской деятельности и занимают призовые места. Так, в ОАО «РЖД» высоко оценены технические предложения, поданные на сетевой конкурс изобретательской и рационализаторской деятельности «Идея – 2018». Три рационализаторских предложения нашей дороги заняли призовые места.

В номинации «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на профилактику производственного травматизма, электротравматизма» третье место заняла разработка дирекции по ремонту зданий и сооружений.

Дирекция аварийно-восстановительных средств представила предложение в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на повышение безопасности движения поездов» и также отмечена «бронзой».

Служба автоматики и телемеханики Красноярской дирекции инфраструктуры представила одно из лучших рационализаторских решений, направленных на повышение надёжности и отказоустойчивости технических средств, за что также отмечена третьим призовым местом.

– А каковы итоги дорожного этапа конкурса?

– На дорожный смотр-конкурс изобретательской и рационализаторской деятельности «Идея – 2018» было представлено 65 предложений, внедрённых в производство в течение двух последних лет.

– Не менее важным направлением технического творчества является бережливое производство. Что можно отнести к лучшим достижениям в этой сфере? И как идеи бережливости будут развиваться в этом году?

– Технологии бережливого производства в этом году будут развиваться и совершенствоваться в количественном, качественном и экономическом эквивалентах.

В целях своевременного и качественного формирования программы бережливого производства на 2019 год участники проектного офиса железной дороги приняли меры по активизации работы региональных проектных офисов. В частности, это касается повышения качества предлагаемых к внедрению проектов, а также более широкого изучения опыта других подразделений для его тиражирования.

В 2018 году на полигоне Красноярской железной дороги внедрено 289 проектов бережливого производства: 112 функциональных, 22 мультифункциональных и 155 тиражируемых. Количественный прирост к уровню 2017 года составил 19%. Экономический эффект от реализации этих проектов по итогам года достиг 27,6 миллиона рублей, что в 1,6 больше, чем в предыдущем году.

– В этом году было изменено положение об организации разработки и реализации проектов бережливого производства в ОАО «РЖД». Как это отразится на проектах бережливости?

– Действительно, в начале года изменились правила расчёта экономического эффекта проектов, что является принципиальным моментом. Ранее проектные офисы региональных дирекций использовали расчёт условного экономического эффекта, что сегодня является недопустимым. В третьем квартале 2018 года проектный офис Красноярской железной дороги после реализации идей бережливости скорректировал экономический эффект, в результате он был уменьшен на 8,8 миллиона рублей. Это было сделано с целью исключить условный размер экономии и не допустить необоснованных выплат из фонда поощрения. Поскольку некоторые подразделения не достигли плановых показателей по реализации проектов, а другие, напротив, серьёзно превысили поставленную задачу, по итогам года было принято решение не премировать региональные проектные офисы, которые не обеспечили выполнение установленного программой «Бережливое производство в ОАО «РЖД» задания на 2018 год.

– Кто стал лидером по бережливости?

– Наибольший экономический вклад в реализацию программы бережливого производства на Красноярской дороге внесли дирекция тяги, дирекция по эксплуатации зданий и сооружений, служба пути, дирекция по тепловодоснабжению и региональный Центр фирменного транспортного обслуживания.

В результате внедрения проектов пересмотрено 132 технологических процесса. Наиболее активно реализуются проекты в диапазоне эффективности от 10 до 100 тысяч рублей. Таких проектов порядка 60% от общего количества, они направлены на снижение издержек в текущем содержании устройств инфраструктуры. Наибольший эффект по итогам года получен от идей, непосредственно связанных с перевозочным процессом.

Из пяти проектов, имеющих экономический эффект в диапазоне от одного до пяти миллионов рублей, два реализованы в дирекции тяги и по одному – в службе вагонного хозяйства, Центре фирменного транспортного обслуживания, Центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, дирекции по тепловодоснабжению и в дирекции по эксплуатации зданий и сооружений.

– Какой проект бережливого производства можно назвать лучшим на дороге?

– Особую гордость бережливого движения по итогам 2018 года представляет мультифункциональный проект, реализованный на станции Заозёрная. Он называется «Оптимизация маневровых передвижений одиночных локомотивов, прибывающих в парк Буйная».

До внедрения этой разработки приём одиночно следующих локомотивов осуществлялся на свободные приёмо-отправочные пути парка по разрешающему показанию входного светофора «Ч». Локомотивы простаивали в ожидании освобождения пути либо следовали на приёмо-отправочные пути станции Заозёрная с последующим отправлением по соединительным путям №1ГП, №2ГП.

Рабочая группа приняла решение изменить назначение входного светофора «Ч» в парке Буйная на маршрутный «ЧМБ».

Таким образом, реализация проекта позволила исключить не только непроизводительные передвижения локомотивов, но и минимизировать риски приёма поездов по запрещающему показанию светофоров.

Прямой экономический эффект от реализации этого проекта за счёт снижения оборота вывозных локомотивов, прибывающих на станцию резервом, составил 1,7 миллиона рублей.
Дарья Кот

Элемент не найден!