24 июня 2019 18:52
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: КРИЖТ

Износ уменьшили в четыре раза

На Красноярской железной дороге успешно прошла апробацию технология, позволяющая в несколько раз снизить боковой износ рельсов.
Основой инновации является использование ЦНС-частиц – смеси катализаторов и минералов на основе малахита. Производство новинки освоил коллектив красноярцев – выпускников
ИрГУПСа.

– Первые разработки по этой теме были сделаны ещё когда мы учились в железнодорожном институте, – рассказывает один из авторов изобретения, технический директор
ООО «Центр наносмазок» Александр Коптев. – Эта идея стала, в частности, основой моего дипломного проекта. Позднее мы окончательно довели её до ума и предложили использовать разработку на полигоне дороги.

Суть изобретения заключается в том, что ЦНС-частицы содержат в своём составе высокий уровень углерода. Когда их добавляют в рельсовую смазку, при контакте с металлом рельса углерод встраивается в его структуру и позволяет увеличить сопротивляемость износу.

Новой технологией заинтересовались в Красноярской дирекции инфраструктуры, она успешно прошла оценку экспертов из Красноярского института железнодорожного транспорта и была рекомендована к апробации. Пилотным участком, на котором в 2017 году прошли испытания инновации, стали две кривые малого радиуса, расположенные в пределах столичного железнодорожного узла – на Красноярске-Восточном и Бугаче. Раз в месяц на поверхность рельсов ручным способом наносилась смазка, содержащая ЦНС-частицы, в итоге специалистам удалось достигнуть снижения их износа в 2,5 раза.

После этого сотрудники Красноярского центра диагностики и мониторинга инфраструктуры (ДИЦДМ) решили проверить новую технологию уже в «боевых» условиях. Новым испытательным полигоном выбран был второй путь на перегонах Стофато – Джебь и Джебь – Щетинкино, или знаменитая Джебская петля на южном ходу дороги. Это самый сложный участок магистрали, который фактически целиком состоит из кривых малого радиуса и к тому же отличается значительным перепадом высот.

– После положительного результата, который мы получили в ходе первичной апробации новой технологии, в 2018 году было принято решение продолжить работу, но уже при помощи вагонов-рельсосмазывателей, – сообщил ведущий инженер ДИЦДМ Евгений Гапеев. – Общая протяжённость перегонов Стофато – Джебь и Джебь – Щетинкино, где мы вели работу, составила 26 километров, из которых 18 километров – кривые малого радиуса. На этом участке у нас наблюдался большой уровень бокового износа: до 1 мм в месяц. ЦНС-частицы мы добавляли в двухпроцентном соотношении к стандартной смазке МС-27, которая обычно используется в наших вагонах–рельсосмазывателях. Обработку проводили раз в четверо суток на протяжении всего года и получили убедительный результат.

Итоги испытаний доказали, что «малахитовая» смазка не спасовала перед трудностями Джебской петли. За 12 месяцев боковой износ рельсов на участ-ке снизился в 3-4 раза. А в отдельные месяцы снижение износа в сравнении со стандартным уровнем достигало даже большей разницы, снижаясь в 5-10 раз.

Совокупный экономический эффект, полученный в ходе апробации, составил 21 миллион рублей. Отметили специалисты и дополнительный, но также позитивный эффект – новая смазка позволила заметно снизить и уровень шума от проходящих поездов.

В настоящий момент начата апробация технологии на стрелочных переводах. Это позволит в перспективе полностью отказаться от стационарных рельсосмазывателей.
Как отмечают в Красноярском центре диагностики и мониторинга инфраструктуры, новинка, апробированная на полигоне дороги, не имеет аналогов и является оптимальным на сегодня вариантом рельсовой смазки.

На данный момент требуется получить сертификацию специализированных железнодорожных институтов, после чего разработка может быть рекомендована к внедрению и на всей сети отечественных железных дорог.

Адрес ООО «Центр наносмазок»:
г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, стр. 26, офис 32. Тел: 8 (391) 291-31-06.
Артем Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31